Тимофей Гаврилов
август 2017.
4643

Почему Фрида Кало постоянно рисовала только себя?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Осторожно, длиннопост.

Этот вопрос в некотором смысле связан с тем, какую роль в принципе берет на себя искусство. Думаю, не стоит перечислять все приписываемые этому виду деятельности функции, однако выделю, что искусство, начиная с рубежа 18-19 веков, становится способом самовыражения и рефлексии об обществе, собственном "я" художника и его месте в мире (утилитарные функции, которые до этого долгое время выполняло искусство, отошли на второй план).

Вследствие этого искусство 20 века испытало подъем нескольких жанров и направлений, художники высказывали свои мысли и взгляды через полотна, как поэты через стихотворения. Теперь посмотрим, как это отразилось на творческом пути Фриды Кало:

а) Художница жила в эпоху великих открытий в европейском искусстве (которые косвенно на неё повлияли). С появлением постимпрессионистов и экспрессионистов портрет (и особенно автопортрет) приобретает несколько иную оценку в обществе: он становится способом манифестации видения автора, способом разделить с обществом то, что автора волнует, через "обнажение" (не обязательно буквальное) своего интимного "я" автор говорит с миром и одновременно рефлексирует сам (вспомним невероятно сильный автопортрет Эгона Шиле с женой и ребёнком, например), утверждает свое право на различного рода переживания. Кало вполне уловила веяния эпохи, и поэтому обилие автопортретов в её творчестве нельзя назвать чем-то экстраординарным (скажем, пиши она свои картины лет за 150-200 до того, то вызвала бы тем самым невиданный ажиотаж самим только жанром). Теперь, когда мы разобрались в том, какую роль портрет играл в то время, и поняли, что Фрида Кало творила вполне в духе эпохи, перейдём к пункту о том, почему она обратилась именно к этому жанру.

б) Жизнь этой женщины не была лёгкой. Вспомним, как вообще она пришла к искусству: после несчастного случая, когда она пострадала в ходе аварии, Фрида была прикована к постели. Её отец принёс ей художественные принадлежности, чтобы она могла на что-то отвлечься. Такая "арт-терапия" помогла. Вот только у девочки (а тогда ей было всего только 17) был не слишком большой выбор сюжетов для рисунка в закрытой палате, и она начала рефлексировать на тему того, что знала лучше всего, - себя самой (для этого отец даже приладил зеркало над ее кроватью, чтобы Фриде было легче рисовать с натуры). Ещё раз отмечу возраст художницы - период вступления в зрелую юность, когда человек особенно чувствителен к определению себя в обществе и мире, когда, если угодно, личность сосредоточена на себе и своём познании того, что готовит взрослость. Кто-то ведёт дневники, кто-то обсуждает проблемы с друзьями, а для юной Фриды способом пережить трудный период и заодно подумать о себе стало искусство. Как позже говорила она сама: "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".

Многие отмечают большую искренность и интимность картин Фриды Кало. Все потому, что художница на протяжении всей жизни пыталась понять себя и справиться с непростыми моментами именно с помощью живописи. Как пример, она нередко обращается к теме отношений с мужем (Диего Риверой, тоже художником, который имел репутацию бабника), заставившим её пережить много эмоциональных взлетов и падений, и к теме материнства (из-за упомянутой аварии Фрида не могла выносить детей. Стать матерью же ей очень хотелось). 

Если вы заметили, у Фриды довольно много работ, где она рисует не "только себя" - её автопортрет находится в контексте не менее важных, чем её лицо, и "говорящих" предметов: например, картина "Госпиталь Генри Форда". В данном случае мы можем говорить, что её живопись подобна дневнику (и этому вторит сама манера письма Фриды - обстановка, детали и "говорящие" предметы на ее полотнах прописаны с не меньшим (а иногда и большим) тщанием, чем, собственно, ее портрет), и при таком подходе постоянное обращение к самой себе не кажется удивительным.

в) Кроме того, остаётся отметить, что жизнь Кало пришлась на времена "обновления" творческого потенциала Латинской Америки и глобальных потрясений в стране и в мире. В данном контексте её работы выражают идею национальной идентичности (вспомним автопортреты в национальных костюмах и т.д.), а также выступают противовесом "общественному" искусству: в то время, когда искусство Мексики в основном играло роль голоса политической жизни, служило методом выражения настроений народа (мексиканский мурализм, вдохновленный революцией), сосредоточенная на интимных переживаниях живопись Фриды Кало выступает резонером, представляя жизнь частную, которая существует одновременно и в отрыве от остальной общественности, и вместе с ней. Ничто не справилось бы с такой задачей лучше, чем жанр автопортрета.

35
Прокомментировать
Ответить