Никита Форостенко
1 апреля 03:22.
468

Должен ли коммунист быть атеистом?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
7 ответов
Поделиться

Позиция Ленина по этому вопросу была чёткой и однозначной
"Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и богов, против всякого идейного труположства (всякий бо­женька есть труположство — будь это самый чистень­кий, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все равно), — а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем.

В самых свободных странах, в таких странах, где совсем неуместен призыв «к демократии, к народу, к общественности и науке», — в таких странах (Аме­рика, Швейцария и т. п.) народ и рабочих отупляют особенно усердно именно идеей чистенького, духовного, построяемого боженьки. Именно потому, что всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыра­зимейшая мерзость, особенно терпимо (а часто даже доброжелательно) встречаемая демократической буржуа­зией, — именно поэтому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза»."

Письмо Горькому, опубликовано 2 марта 1924 г. в газете «Правда» №  51

9

Печально что из него самого сделали мумию, т.е. объект культа и, следовательно, поклонения.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Не обязательно. Хотя многие партии и авторы, формулировавшие основы некоторых вариантов коммунистической идеологии, действительно жестко увязывали атеизм и коммунизм - будь то Ленин или современные китайские идеологи, недавно запретившие членам партии вступать в какие-либо религии - не все коммунисты были атеистами.

Более того, существует целое течение "христианского коммунизма", настаивающее на том, что этическая концепция раннего христианства тождественна коммунистической этике и что христиане, таким образом, являются наиболее последовательными коммунистами (а коммунизм - наиболее последовательная политическая позиция для христиан). В США к числу деятелей, развивавших это направление, относят, например, католическую монахиню Диану Друфенброк (Diane Drufenbrock, 1929-2013), которая в 1980 году даже шла на президентских выборах в качестве кандидата на пост вице-президента от Социалистической партии США и была ее очень активным членом. Хотя тут, справедливости ради, сложно провести границу между христианскими социалистами и христианскими коммунистами.

Может быть даже более ярким примером будет колумбийский священник, опять же католик, Камило Торрес Рестрепо (Camilo Torres Restrepo, 1929-1966) - ещё один деятель, пытавшийся соединить марксизм с католицизмом.

В СССР подобную задачу пытались решить представители так называемого "обновленчества". Обновленчество было модернистским движением в православии, выражавшим симпатию советской власти и коммунистическим преобразованиям. Обновленцы предприняли активные попытки модернизации церкви, и в 1920-е годы были довольно популярны. Однако в 1930-е по обновленцам каток репрессий прокатился по полной программе, и к концу 1940-х обновленчество было, фактически, уничтожено.

Существуют также работы, в которых авторы специально пытаются показать, что идеи Маркса и Энгельса сами по себе не настолько враждебны христианству, как хотели бы считать некоторые современные марксисты, и, во всяком случае имплицитно, являются продуктом развития христианской морали, напр. J. P. Miranda, Marx Against The Marxists: The Christian Humanism of Karl Marx.

8
Прокомментировать

Человек, который верит в коммунизм (рай на Земле), вполне может верить и в царство божие на небесах. Непримиримых противоречий между этими двумя учениями нет, а сегодняшняя КПРФ (в отличие от классиков марксизма) к религии вполне терпима. Так что никто ничего не должен.

Виталий Гробштейнотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить