Илья Мартьянов
август 2017.
146

Почему Лууле Виилму называют психологом, если ее учение не имеет ничего общего с научной психологией и скорее является эзотерикой?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Есть масса подобных "психологов". Начиная от российского эпигона Лууле Виилмы, работающей под псевдонимом Лисси Мусса, и заканчивая всемирно знаменитым автором семейных расстановок Бертом Хеллингером. Психологические методики, в первую очередь методика опроса, используются различными представителями современных спиритуалистических течений, например сайентологами или гомеопатами (гомеопатия уже перешагнула гриницы квазинаучной дисциплина и с помощью таких персонажей как Раджан Шанкаран и Ян Схолтен превратилась уже в полноценный Нью-эйдж).

Это чрезвычайно интересная тема, в двух словах ее осветить сложно, но я попытаюсь пунктирно:

1) В силу определенных обстоятельств психология стала частью массовой культуры а также своего рода социальной онтологией, то есть способом описания окружающей реальности. Современый человек уже с легкостью оперирует таким понятиями как "невроз" (не понимая до конца их смысла), что начинает с их помощью объяснять мироустройство и собственное в этом мироустройстве положение. Например, герои фильма "Матч-пойнт" описывая знакомую семейную пару говорят: "Они очень хорошая семья, у них неврозы совпадают". Важнейшей частью психологического дискурса стала этика: психолог, совета которого ищут люди, становится заменой священника, так как он объясняет, что делать правильно, а что - нет. На тему одержимости западного человека психотерапией шутили еще начиная с 60-х все кому не лень, начиная от социальных философов и заканчивая массовой культурой. Я очень люблю мультсериал "Доктор Кац". 

Спиритуалистические практики в этом контексте обращаются к психологии как к базовой описательной модели человека и человеческого, например в одном известном исследовании голладских нью-эйджеров обращается внимание на то, что они очень часто описывают свой жизненный опыт в терминах экзистенциально-гуманистической психологии. Ну и сами "духовные учителя" описывают себя в понятных социуму и ставших уже банальными терминах. 

2) Для современных духовных практик характерно использование научного словаря в качестве инструмента легитимации собственного "сакрального знания". Тут и Фриоф Капра со своим "Дао физики" и всякие концепции типа "памяти воды" и прочего. Намример, на сайте "Трансцедентальной медитации" Махариши Махеш Йоги есть специальный раздел Научные исследования, в котором объясняется эффективность метода. Звание "психолога" тоже может использоваться в этом контексте, как доказательство "научности" метода. 

4

Хороший ответ, мне нравится.
Вот только это ответ не на заданный вопрос :)
Впрочем, это не помешает мне поставить плюс.

0
Ответить
Прокомментировать

Прежде всего, сама постановка вопроса, разделяющая "психологию" и "эзотерику" как нечто противоположное друг другу не вполне корректна. Психология - это совокупность научных моделей и основанных практиках, а эзотерика - мировоззрение. Психология может легко сочетаться с различными мировоззрениями - атеистическим (как в классическом фрейдизме, например), конфессиональным (напр., у Агостино Гемелли) или внеконфессиональным/эзотерическим (напр., в психосинтезе, телесно-ориентированном подходе и др.). Никакого специфического конфликта тут нет.

Поэтому вопрос о том, является конкретный человек психологом, или нет, должен решаться не исходя из его мировоззрения, а, прежде всего, на основе научной квалификации - соответствующего образования, научной степени, профессионального опыта работы и т.д. Далее идеи конкретного автора могут рассматриваться с содержательной стороны на предмет их соответствия тем или иным критериям научности, обсуждаться с точки зрения их полезности и т.д. - это уже отдельный вопрос.

Переходя к сути вопроса, Луула Виилма, конечно, не была психологом. Справедливости ради, называют её так относительно редко - в основном из-за того, что некоторые психологи инкорпорируют её взгляды в свою практику. Чаще же встречаются такие характеристики как "духовный учитель", "парапсихолог", "эзотерик". Эти характеристики более корректны. Также встречается слово "врач" - это основано на наличии у неё медицинского образования и 18 лет опыта работы в качестве врача, хотя в основном мы знаем всё-таки не как врача, а как духовного лидера. 

Однако препятствием включать её идеи в психологическую практику её статус быть едва ли может - многие психологи, действительно, инкорпорируют в свою практику элементы религиозных или эзотерических практик и концепций. В этом, на мой взгляд, ничего страшного нет - в США, например, Вы можете встретить психологов абсолютно любых мировоззренческих ориентаций, от бихевиористов-материалистов до консерваторов-баптистов, психологов с interfaith background (иронично, но в русском даже нет точного аналога этого термина) или витающих в астралах эзотериков. И, собственно, почему бы и нет? К психологам обращаются разные люди и, в идеале, хорошо бы, чтобы мировоззрение психолога соответствовало мировоззрению клиента - так оно обычно получается комфортнее и продуктивнее. Нет ничего глупее, чем когда вместо того, чтобы решать проблемы клиента, психолог начинает вести с ним богословские дискуссии - ситуация, к сожалению, нередкая для России.

Другое дело, что свои мировоззренические предпосылки психологу стоит указывать и эксплицитно проговаривать - либо откладывать в сторону в ходе работы - иначе не избежать разочарований, конфликтов и недопонимания.

0
Прокомментировать

Потому что 20 лет назад (ну или когда там ее книги активно продвигали) люди относились к психологам как к неким авторитетом, и причисление автора к числу психологов могло повысить продажи ее книг. А в том, что люди поверили в рекламу, нет ничего удивительного.

В те годы рынок на подобные книги в мире был более 2-х млрд. долларов. Это был бизнес, и совсем не маленький бизнес.  И Виилма, и ее менеджеры заработали немаленькую кучу денег на ее книгах. Что, собственно, и было целью написания ее книг (содержимое там, скажем так, не впечатляло даже на тот момент). И я пару копеек заработал, кстати, будучи книгопрадавцом.
Людям парили мозг, открывали глаза на некие "секретные истины", и под это дело продавали даже не "волшебную таблетку", а намек на то что "волшебная таблетка" действительно существует. И зарабатывали кто сколько мог.
Вот собственно и все, никаких психологических методов, равно как и эзотерики, в этих книгах не было и близко.

-1
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить