Михаил Ведерников
август 2017.
3683

Каким был быт российских крестьян в XVIII веке?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Большинство крестьян продолжало жить в курных избах. Топили в доме они печь по-чёрному, это было из-за экономических соображений, ведь для отопления «по-белому» необходимо было больше дров. Пил у крестьян не было, приходилось рубить дрова топором, что отнимало много сил. Интерьер избы был таков: киот – шкафчик с иконами в красном углу, полати – помост для сна на уровне печи, вдоль стены были расположены лавки, на которых не только сидели, но и спали. Над лавками были полки, на которых хранилась вся утварь избы.

Ели крестьяне по два-три раза в день. Хлеб – был основой пищей, который пекли раз в неделю. В голодные времена крестьяне ели ржаную муку, замешанную с различными добавками. Были популярны блины и оладьи из овсяной или гречневой муки, также различные лепёшки из теста. На столе, кроме хлеба, был суп – щи из квашеной капусты, сало (во время поста его заменяли грибами или рыбой). Также можно было встретить различные каши, в основном гречневая и овсяная (например, овсянку в Англии любили аристократы). Питьё состояло из классического кваса, киселя или взварами из фруктов, которые имели лечебный эффект. Мясо в употреблении было редким, считалось праздничным блюдом. В праздники крестьяне пекли пироги, кулебяки, а также пили пиво или «хлебное вино».

Одежда у мужчин состояла из кафтана, балахона, рубашки, портов (в зимнее время ещё подштанники), онучи (обмотка для ног под лапти), сами лапти, шапка-треух. Зимой сверху они носили шубу или тулуп. У женщин – сарафан, рубаха, душегрейка, понёва (юбка), зипун (полукафтан), лапти и шуба. Крестьяне побогаче носили сапоги.

Денис Вагнер-Кузнецовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
22
Комментарий удален модератором

Денис, тут я пытался сказать, что у вас очень хороший ответ. И, в свою очередь, пригласить в наши официальные группы во "вконтакте"; а также дать ссылки на статьи, которые мы публиковали по этой теме. Но глюки Интернета помешали. Если что, пишите в личку.

0
Ответить

Спасибо за приглашение, но я с тех пор, как стал активным пользователем TQ являюсь повсеместно подписчиком сообществ портала по истории и политики TQ, ну, и как же без официального, тоже на него подписан. Хочу выразить Вам своё восхищение того, как интересно Вы публикуете материал! Я никогда ещё не встречал цитаты из известных произведений к постам. Очень оригинально! 

+1
Ответить
Ещё 4 комментария

Денис, ну да) Мы стараемся. На самом деле, нас несколько, как водится, человек. Хорошо, что вы с нами. Тут тупо ссылки просто старался дать на темы, которые были ещё ДО "официального" вступления нашего паблика в TQ. Просто, по той же самой теме. Возможно, завтра увенчается успехом.

+1
Ответить

У меня возник вопрос) Если хлеб пекли раз в неделю, а пакетов тогда ещё не было, то значит его хранили неделю наверное в тканевых мешках каких-то? И к концу недели хлеб медленно превращался в сухари?

+1
Ответить

Екатерина, хранили хлеб в льняном или холщовом полотенце, благодаря чему его высыхание замедлялось, что давало сохранить хлеб и его свойства на протяжении 7 дней. Если хлеб оставался в конце недели (что было не так часто), его нарезали и клали на печь сушить. 

+1
Ответить

Только есть один момент. Кисель тогда и кисель сейчас - два разных киселя. Суть исторического киселя - ферментированный зерновой материал, например, овсяная мука, который ели ложкой, а не пили.

0
Ответить
Прокомментировать

Почитайте  "Крестьянскую повседневность" Безгина (правда это конец XIX - начало XX вв.) http://window.edu.ru/resource/820/21820/files/bezgin.pdf

Например, о скрепах и духовности 

Некоторые  крестьяне,  любители  спиртных  напитков,  почетным  гостям  под выпивку  предлагали  своих  жен,  солдаток  и  даже  сестер1283.  В  ряде  сел  Болховского  уезда  Орловской губернии  существовал  обычай  почетным  гостям  (старшине,  волостному  писарю,  судьям,  заезжим  купцам)  предлагать  для  плотских  утех  своих  жен  или  невесток,  если  сын  находился  в  отлучке.  При  этом прагматичные  крестьяне  не  забывали  брать  плату  за  оказанные  услуги.  В  том  же  уезде  в  селах  Мешкове и  Коневке  бедные  крестьяне  без  смущения  посылали  своих  жен  к  приказчику  или  к  какому-либо  состоятельному  лицу  за  деньгами  на  табак  или  на  хлеб,  заставляя  их  расплачиваться  своим  телом1284.

Половые  сношения  между  главой  крестьянской  семьи  и  его  снохой  были  фактически  обычной  стороной  жизни  патриархальной  семьи. «Нигде,  кажется,  кроме  России, –  писал  В.Д.  Набоков, –  нет  по крайне  мере  того,  чтобы  один  вид  кровосмешения  приобрел  характер  почти  нормального  бытового  явления,  получив  соответствующее  техническое  название  –  снохачество»1285.  Наблюдатели  отмечали,  что этот  обычай  был  жив  и  в  конце  XIX  в.,  причем  одной  из  причин  его  сохранения  являлся  сезонный  отток молодых  мужчин  на  заработки.  Хотя  эта  форма  кровосмешения  была  осуждаема  просвещенным  обществом,  крестьяне  ее  не  считали  серьезным  правонарушением1286.  В  ряде  мест,  где  снохачество  было  распространенно,  этому  пороку  не  придавали  особого  значения.  

3
Прокомментировать
Ответить