Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему государство издает законы, связанные с интернетом, если интернет никоим образом не связан с государством?

ПолитологияПолитика+3
Твой Друг
  · 511
Снимаю ролики на ютубе, в прошлом IT-журналист.   · 12 февр 2019

Сегодня Госдума приняла в первом чтении очередной законопроект, направленный на ужесточение контроля за интернетом. Поскольку я немного связан с ИТ-индустрией, то наблюдаю сужение этого круга контроля который год. 

В принципе, всё началось давно. Силовики издавна мониторили соцсети, но, насколько мне известно, в основном контролю подвергались только правые националисты. После Манежки в декабре 2010-го власти усилили контроль за националистами — тогда в паре шагов от Кремля собрались тысячи людей, в основном националисты, тогда их разогнать сразу не смогли. Эта и последующие акции собирались благодаря интернету. Власти не сразу поняли, что это только начало. 

Все последующие акции протеста с 2011-го года организовывались через соцсети. Это явление перешло нам от "Арабской весны" — вы, наверное, знаете, что в ряде африканских стран сменилась власть в 2010-2011 годах в ходе многочисленных протестов. Некоторые акции организовывались через Твиттер, другие через Фейсбук, соцсети позволяли контактировать союзникам в различных уголках определённой страны и сообща координировать все действия, то ли дело в 1943-м — для этого лидерам некоторых стран, боровшихся с Германией, пришлось встречаться лично, а сейчас бы они могли обсудить это всё в Фейсбуке. 

В 2012-м году создали реестр запрещённых сайтов, соцсети стали мониторить чаще — об акциях протеста (которые возникали без согласования) власти как раз узнавали из этих страниц в соцсетях. Но бороться с интернетом власти пока не решались, либо не знали, что тут можно запретить и как. А, ещё внесудебная блокировка сайтов уже была

В 2014-м году на фоне событий в России и в Украине, где через социальные сети часто организовывались несанкционированные акции протеста, контроль за интернетом ужесточили. Например, в 2013-м году с помощью целого ряда соцсетей были организованы Марш Миллионов (были созданы группы ВКонтакте, в Фейсбуке тоже, в Твиттере была активная агитация) и т.н. Народный сход в поддержку Навального, последнее мероприятие не было согласовано с органами власти и организовывалось через ВКонтакте, Фейсбук тот же, Твиттер и даже Инстаграм. Например, ВКонтакте была организована встреча, в Фейсбуке тоже, в Твиттере и Инстаграме публиковались картинки с призывами выходить на Манежную площадь в Москве 18-го июля (ВК и ФБ тоже, но они преимущественно использовались для текста), также были картинки для ряда других городов:

Соцсети стали оружием оппозиции. Власть была неспособна предотвратить и вовремя среагировать на это. Именно поэтому в 2014-ом году: сначала вступил в силу закон, позволявший блокировать сайты с экстремизмом и призывами к беспорядкам (привет, Манежка и Болотная) — ВЫ ЧТО, КАК НА УКРАИНЕ ХОТИТЕ?, затем, в августе, вступил в силу«антитеррористический пакет», после него был закон о блогерах — если у вас какое-то определённое количество посетителей в блоге, то вы вноситесь в реестр и становитесь, по сути, СМИ, а равно обязаны следить за тем, что пишете, в 2016-м году были очередные поправки в антитеррор-пакет:

Мобильные операторы должны будут по полгода хранить записи телефонных звонков и сообщения абонентов, а также в течение трёх лет (для организаций, обеспечивающих связь через сети, — в течение одного года) — информацию о том, кто с кем ими обменивался. И не просто хранить, а передавать их силовикам по первому их требованию.

Что мы имеем к концу 2016-го года:

  • Силовики усилили свой взор на интернет-пространство.
  • Центр Э мониторит все возможные страницы оппозиционеров.
  • Тот же Центр Э своевременно находит что-то интересное у самых активных.
  • Власти научились предупреждать несанкционированные акции протеста и вовремя стягивать ОМОН и ВВ МВД к месту событий. 
  • Ваши звонки стали храниться полгода.
  • В течение трёх лет все будут знать, с кем вы общались по телефону.
  • Если вы блогер, то становитесь СМИ, это тоже определённые ограничения.
  • Сайты и сообщества правых националистов блокируются пачками (множество групп, в которых они тусовались в 2010-2012 годах, сейчас заблокированы).
  • Блокировке подвергаются страницы с призывами выйти на несанкционированный митинг.
  • Возможно, что-то ещё, что я упустил.
    Этого уже достаточно. А вот итоги за 2018-й год:

  • Ужесточение ответственности за отказ удалять плохую информацию;

  • Пакет Яровой вовсю начал работать.
  • Ужесточение ответственности поисковиков за выдачу способов обхода блокировок.
  • Попытка построить русский файрвол.
  • Введение ответственности за неуважение к государству. 
  • Запрет на распространение недостоверной информации. 
  • Создание кибердружин – псевдоказаков, которые будут мониторить соцсети, искать экстремистов и сливать их куда надо. 
  • Уголовные дела за мемы, переписку и посты в соцсетях. 
    ИТОГО. Почему государство издаёт эти законы, если не имеет к интернету никакого отношения? А ему и не нужно иметь отношения, чтобы что-то запретить. Через соцсети в некоторых странах организовали целые революции, у нас подобные мероприятия тоже пытались осуществить, но не вышло. 

Российскую власть считают авторитарной, поскольку она удерживается определённой группой лиц. Авторитарный режим предполагает борьбу с инакомыслящими — правые националисты, да и левые когда-то тоже в лице Лимонова, выступали за отставку Правительства, Федерального Собрания и смену президента, причём, несмотря на всю радикальность этих движений, призывов делать это насилием не было, но власти всё-таки решили подстраховаться. Особенно важно это было сделать в свете событий в Украине — протесты в Киеве в 2013-2014 годах тоже координировались через соцсети. Верхушка российской власти не хочет терять своё место, потому что за этим последует в лучшем случае изгнание, а в худшем – потеря всего богатства, суды, приговоры, позор и тюрьма. 

Это всё — профилактика, своевременное предупреждение и подавление революционных настроений.

// Кстати, я тут для одной статьи готовил статистику осужденных за экстремизм. Посмотрите, как увеличилась цифра после событий в Украине. Новые законы, поправки, расширение полномочий госорганов позволили собрать неплохую систему слежения.