Как с религиозной точки зрения трактуется эвтаназия — по отношению к врачу, который её проводит, и по отношению к пациенту?

4993
3
0
17 августа
00:36
август
2015

Надо сказать, что понятие эвтаназии существует уже очень давно, но под ним подразумевалось не то, что подразумевается сейчас. Под ней подразумевалась безболезненная смерть, а также благородная и даже, иногда, мученическая. По отношению к эвтаназии, как прекращению жизни страдающих неизлечимо больных, сформулировали свои позиции все наиболее известные религии. Я воспроизведу точки зрения представителей авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также буддистов.

Представители авраамических религий сходятся во мнении, что жизнь человеку дарована Богом и только Бог может её забрать, только он решает когда это произойдёт. Врач, прерывающий жизнь больного посредством эвтаназии, с их точки зрения, нарушает божественную заповедь, запрещающую убийства. Они считают, что пациент, просящий об эвтаназии, делает это под влиянием депрессии и затуманенного страданием разума, что такой просьбе внимать нельзя. Никому не даётся страданий больше, чем он может вынести для искупления грехов. Также они часто вспоминают о случаях, необъяснимых с точки зрения медицины, чудесных исцелений. Эвтаназию в данном случае не следует путать с прекращением искусственного поддержания жизни.

Буддисты тоже негативно относятся к эвтаназии. Нынешний XIV Далай-лама заявлял, что эвтаназия в любой форме недопустима. Буддисты верят в причинно-следственную связь во всём. Поэтому если человек тяжело и неизлечимо болен, на то есть веские причины. Прерывание жизни пациента усугубляет карму врача. Смерть важна, как этап перерождения, поэтому если жизнь прервать самовольно, перерождение будет неблагоприятным. В индуизме это трактуется в схожем ключе. Для получения более подробной информации рекомендую прочитать этот материал: critical.ru

Артём Тюринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
20
1
июнь
2016

Ответить на этот вопрос сложно – разные религии исповедуют разные ценности. Кроме того, лишь меньшая часть религий имеют какое-то централизованное руководство, к словам которого прислушивались бы последователи учения по всему миру, что даёт отдельным священнослужителям и богословам большую свободу в рассуждениях на такие темы. При этом они руководствуются не только конкретными догмами своей веры, но и контекстом, в котором вообще возник вопрос, культурными установками и, конечно, личными чувствами, что дополнительно усложняет ситуацию.

Но если пытаться обобщить, то, в целом, для большинства религий дискуссия об эвтаназии параллельна дискуссии относительно суицида как такового. Соответственно, в авраамических религиях (исламе, христианстве и иудаизме) подавляющее большинство авторитетов смотрят на эвтаназию отрицательно. Причины для этого понятны: жизнь считается даром, который человек получает от Бога, и, соответственно, видится как нечто, во-первых, священное, а во-вторых, не в полной мере принадлежащее самому человеку. Идеалом этих религий является вверение себя Богу и вера в то, что он, в конечном итоге, приведёт «историю» жизни каждого индивидуума к некоторому логичному концу. Самоубийство и эвтаназия с такой точки зрения выглядят как отсутствие доверия. Это, в свою очередь, означает, что человек, совершающий такую процедуру, оказывается убийцей. Конечно, отдельные либерально настроенные представители этих религий, в том числе и священнослужители, могут не разделять такого мнения, но большинство всё-таки смотрит на эвтаназию негативно.

Восточные религии, такие как буддизм или сикхизм, в целом относятся к этой теме немного иначе. На первый взгляд, для буддиста просить об эвтаназии – значит подчиняться эмоции и позволять страданию, являющемуся в любом случае неизменной частью мира, руководить жизнью. Впрочем, с точки зрения этой религии гораздо более остро стоит проблема проведения такой процедуры – так как учение Будды зачастую требует от своих последователей буквального и безусловного отказа от насилия, лишение другого человека жизни, вне зависимости от обстоятельств, видится, как что-то плохое. Сходным образом воспринимает эту проблему и джайнизм. Но в Японии, где буддизм очень сильно переплетён с синто, отношение к эвтаназии несколько иное. Для синто большую роль играет «естественность», и продление жизни человеку, который должен уже умереть и активно этого хочет, является скорее чем-то плохим. Несомненно, важную роль играет и иное отношение к суициду в этой культуре. Также альтернативный подход представлен в индуизме – ряд представителей этой традиции считают, что человек, избавляющий другого от страданий, совершает доброе дело, и, соответственно, не осуждает ни пациента, ни врача. Впрочем, такой взгляд далеко не универсален, и многие индуисты предполагают, что врач, проводящий такую процедуры, может запятнать собственную карму чрезмерным вмешательством в цикл перерождений.

3
0
август
2015

С религиозной точки зрения все правильно, однако в Нидерландах эвтаназия узаконена. Опросы на бытовом уровне показывают, что за эвтаназию одинаково голосуют. что христиане, что мусульмане. Отмечаются половые различия, за эвтаназию чаще голосуют женщины.

1
2
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта