Tatyana Nelarina
август 2017.
9849

Если западные демократии гордятся сменяемостью власти, то почему Меркель так долго руководит?

ЕвропаИсторияКак это работает?Политика
Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
12
4 ответа
Поделиться

Во-первых, потому что Меркель не руководит. Она всего лишь глава федерального правительства, которое весьма мало касается жизни большинства немцев. Власть западных демократий сосредоточена на местном уровне и именно там кипит настоящая политическая жизнь. Насколько можно применить слово "кипит" к спокойной размеренной жизни, которую не будоражат истеричные прокурорши и рвущие друг-другу, а за одно и холопам, пасти, силовики. 

Во-вторых, Меркель существует в конкурентной среде, при свободной прессе и отстаивает своей статус по честным процедурам. Или вы слышали, как какой-то соперник Меркель не вылазит из СИЗО, а его имя запрещено упоминать на немецком ЦТ?

Одним из критериев демократии является возможность мирной смены власти по воле большинства избирателей. В Германии эта возможность, очевидно, есть, и это происходило не раз за новейшую историю. Нет серьёзных оснований полагать, что Меркель откажется уходить или создаст такие условия, что её партия не сможет проиграть выборы.

Да, для глав правительств, к которым относится и Ангела Меркель, отсутствует практика конституционных ограничений на число сроков (в отличие от президентов, которые являются главами государств. В Германии федеральный президент тоже есть, но его роль невелика). Да, в Германии сложилась практика очень долгого пребывания канцлеров на своём посту - Меркель тут отнюдь не рекордсмен. Рекорд пока принадлежит Гельмуту Колю с его 16 годами (1982-1998), а до него - первому послевоенному канцлеру Конраду Аденауэру (1949-1963). Антирекорд - Курту-Георгу Кизингеру, известному главным образом тем, что он занимал высокие посты в нацистской системе пропаганды - однако, и с такой биографией он смог продержаться на посту канцлера почти три года (1966-1969). Все канцлеры ФРГ уходили со своего поста мирно, и ни один не умер во время своего пребывания в должности. 

Вообще самые сильные ограничения на число сроков для глав госудаств характерны как раз для сравнительно молодых и/или нестабильных демократий, ранее долго живших под властью диктаторов. Таким образом они стараются застраховаться от узурпации власти одним человеком через избирательные механизмы. Особенно много таких ограничений в Латинской Америке: там в ряде стран действует абсолютный запрет на переизбрание президента, в некоторых других нельзя идти на второй срок сразу после завершения первого. Нельзя переизбираться президенту также в Южной Корее, на Филиппинах, из постсоветских стран - в Киргизии. Но самый яркий случай - это Мексика, где с 1910 года в принципе невозможно переизбрание на второй срок не только для президента, но и для губернаторов и мэров. Для членов Конгресса до 2014 года действовало аналогичное правило, но сейчас его несколько ослабили, ограничив максимальную длительность пребывания в составе палаты 12 годами (В большинстве же стран мира для депутатов законодательных органов ограничений на переизбрание нет вообще. Правда, они довольно распространены на уровне штатов США, где вообще много различных политических экспериментов именно на уровне штатов, в то время как на федеральном уровне правила игры весьма консервативны). Что характерно, принудительная сменяемость власти отнюдь не мешала одной и той же партии контролировать мексиканское правительство с 1929 по 2000 год. 

У Меркель нет единоличной власти. Это не Путин и даже не американский президент. И даже если предположить, что она полностью контролирует свою партию (CDU) ,  то "сестринскую" партию (баварскую CSU) она точно контролировать не может. А правит и вовсе коалиционное правительство. Сначала партнером у CDU/CSU была FDP, а сейчас - SPD. То есть, либералов в правительстве сменили социал-демократы, а христианские демократы так и остались в правительстве и вылвинули своего канцлера, так как набрали большинство голосов. У SPD совсем другая повестка, чем у FDP, что отражено в коалиционном соглашении. Там записаны согласованные хотелки партнеров по коалиции (мы вам поможем принять то-то, а вы нам - сё-то). Например, никакой общегерманской минзарплаты правительство с участием FDP даже не поставило бы на голосование (вероятно). А SPD добилась включения этого момента в соглашение и соответствующий закон уже есть. А после нынешних осенних федеральных выборов, похоже, FDP пройдет в Бундестаг и тогда можно снова ждать коалиции христианских демократов с либералами.
А еще есть Федеральный конституционный суд (BVerfG), которому вообще никто не указ. Уже не один законопроект, принятый при Меркель, суд объявлял неконституционным и отменял (иногда только частично, иногда полностью). И ЕС уже разок нагнул (в вопросе о договоре, подписанном Меркель и прочими главами государств), а Европейской судебной палате пальчиком погрозил. Мол, любое противоконституционное решение, если будет, отменим нафиг.
А почему именно Меркель столько лет канцлером? Ну, потому что глава крупнейшей по числу голосов партии. (Коль тоже долго канцлером был. И Аденауэр.) Потому что скандалов с ее участием нет: деньги не тырит, живет скромно, в фальшивых диссертациях не замешана (а два других министра на диссертациях погорели). Закон о финансировании партий, в отличие от Коля, тоже не нарушает. А еще она во внутренней политике - как тот флюгер. Если видит, что население что-то не одобряет, то запросто меняет позицию на прямо противоположную. Избирателям это нравится, увы.

Показать ещё 1 ответ
Ответить