Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какой Далай-лама в жизни?

РелигияБуддизмТибет
Лиза Микеладзе
  · 3,1 K

Это по-детски непосредственный мудрец, заражающий позитивом всех вокруг. В этом смысле он похож на некоторых других «старичков-светлячков», которых мне повезло встретить в жизни, не только буддийских учителей, а просто очень мудрых и позитивных людей, которые чуть ли не буквально словно излучают свет. Мы провели вместе 45 минут во время интервью, плюс минут 5-10 до и минут 10 после. Когда съемка закончилась, и мы встали, Далай-лама взял меня за руку, то ли просто так, то ли чтобы опереться, и мы вместе пошли в направлении зала, где проходила конференция. По дороге он спросил, есть ли у меня к нему какой-нибудь личный вопрос. Я задал ему такой вопрос – и меня поразил не столько ответ, сколько то, как он его произнес. Сочетание искреннего участия с легкостью и простотой формулировки! Это и отличает действительно неравнодушных мастеров от многочисленных шарлатанов от эзотерики, психотерапии и тренингов по личностному росту. Готовность и способность мгновенно и тотально откликаться на происходящее здесь и сейчас. Эту спообность практически невозможно сыграть, сымитировать – я по роду профессии много с кем общался и фальшь чувствую сразу почти всегда.

Есть тысячи, возможно, миллионы людей, считающих Далай-Ламу чуть ли не магом, волшебником, обладающим сверхъестественными способностями. Если считать любовь к жизни и умение делиться этой любовью такой способностью, то да, безусловно, этот человек ею обладает. Лично я прежде всего увидел в Далай-Ламе прекрасно образованного землянина с богатейшим жизненным опытом, аккумулирующем в себе мегатонны энергии и научившийся трансформировать негативную энергию в позитив. Человека, который несмотря на свой преклонный возраст, не устал от жизни и ловит кайф от каждой возможности узнать что-то новое или кому-то помочь.

Ранним утром, когда мы ожидали интервью, я обратил внимание на двух дам-англичанок, которые тоже ждали аудиенции и, как выяснилось, специально проделали огромный путь, зная, он будет в Нью-Дели в это время и что, возможно, с ним удастся встреться. Не знаю точно, что случилось в их жизни, но, судя по выражениям лиц и интонациям, какие-то очень серьезные неприятности. Когда их аудиенция закончилась, и Далай-Лама вышел дам проводить, по его глазам было видно: человек взял на себя часть груза с их душ, но этот груз не остался на его плечах, а словно растворился в нем! Он улыбался, и эта улыбка будто говорила: да, там боль, но сострадание тогда только имеет смысл, когда ты не просто утешаешь человека, «да, я тебя понимаю, мне самому хреново», а когда ты снимаешь с его души тяжесть и вносишь на освободившееся место легкость и свет. И вот это ему, насколько я понимаю, удаётся особенно хорошо. Об этой его способности мне говорил и личный фотограф Его Святейшества, с которым мы познакомились наканену в гостинице. Далай-Лама постоянно встречается с великим множеством людей - разного возраста, происхождения, социального и финансового  положения, но главное, они все приходят к нему в разном настроении, а он умудряетсясделать так, чтобы каждый вышел от него в приподнятом состоянии духа. Вот он 10 минут пообщался с людьми, которые были в мрачном настроении, и он сумел на это время понять их положение и поделиться с ними светом. А затем к нему приходит человек радостный и веселый, и он вместе с ним смеется, рассказывает анекдоты, шутит, и видно, что настроение, в котором он пребывает всегда – это такое позитивное состояние духа и ума. Дальше, в зависимости от того, с кем он имеет дело, он умеет разделять озабоченность, радость и прочие эмоции этого человека. Но при этом никогда не несет эти эмоции – плохие или хорошие – с собой дальше. Наверное, без этого качества он не смог бы стать лидером той огромной части буддистов. Он любит юмор без сарказма, то есть он способен очень по-доброму иронизировать, в том числе над собой, он способен шутить емко, но не обидно для собеседника. К приимеру, делает человек в его присутствии скучный и неинтересный доклад, и Далай-лама хочет, чтобы это закончилось, чтобы не тратилось ничье время. Тогда он способен отпустить шутку, которая приведет «оратора» в чувство, обезоружит, но не ранит. Способность быть остроумным без сарказма –величайший талант. По моим наблюдениям, им не обладают абсолютное большинство из нас, включая великолепных комиков, мастеров стенд-ап-комеди. То ли дело просто постебаться над кем-нибудь в компании, вызвать аплодисменты со стороны одних и расстроенные чувства со стороны тех, в адрес кого сарказм был направлен…

Юмор Далай-Ламы – это уникальное проявление мудрости и того самого позитива. Я знаю людей, которые шутят без сарказма, но эти шутки не смешные. Я знаю людей, которые говорят правильные вещи, но в их устах эти вещи звучат, как банальность. Он отличается способностью говорить очень простые и правильные вещи так, как их произносит только что открывший истину ребенок. В таких случаях мы говорим: устами младенца глаголет истина. И вдруг эти вещи уже кажутся тебе не банальными, а очень уместными и актуальными.

Напследок – эпизод, который сподвиг многих именитых ученых-материалистов из нашей делегации пересмотреть свои взгляды на жизнь. Когда Далай-Лама подъехал к отелю и поднялся полестнице, в холле выстроилась цепочка из нескольких десятков людей, мечтающих его поприветствовать, получить благословение, просто прикоснуться к его руке. Его Святейшество проявил уважение к каждому – кому-то улыбнулся, кому-то кивнул, кого-то взял за руку. Но восьмидесятивосьмилетнего Давида Дубровского, звезду нашей компании, он обнял так, будто они были знакомы тысячу лет – при том, что на самом деле увидел его впервые. Давид Израилевич потом рассказывал нам, что он всю жизнь был атеистом, никогда не верил в нематериальные энергии, но тут был просто поражен. По его словам, он «физически почувствовал эту необыкновенную ауру»!

Так вот, этой самой энергией Далай-Ламе, по моим наблюдениям, удалось заразить всех, кто там был, начиная с его ровесников, пожилых ученых, которые всю жизнь были большими эгоцентриками, и всю жизнь были далеки от сентиментальности, заканчивая совершенно молодыми ребятами и девушками, которых, как правило, сложно зажечь «пенсионеру» его возраста. Его Святейшеству это удалось.

Спасибо, очень интересно😊