Алина Якимова
сентябрь 2017.
3188

Как «вытащить» человека из секты? Был ли у вас подобный опыт?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
9 ответов
Поделиться

Сейчас скажу то, что, наверное, многим не понравится, но спасение утопающих - это немного проблема самих утопающих. Ещё никто из моих знакомых, занимающихся, на мой взгляд, сомнительными религиозными практиками, ещё не попросил меня "вытащить" его из своей среды.

Что считать сектой - тоже непростой вопрос. Являются ли сектантами служители Кришны или поклонницы Тосунова? Можно ли назвать сектантами фанатично верующих православных или мусульман?  Кто-то считает сектантами евангелистов или баптистов. А кто-то и вовсе - вегератианцев, "качков", любителей йоги, сторонников Навального.

Сейчас снова скажу то, что многим не понравится, но каждый человек имеет право на собственные ошибки. Увлечься красивой легендой, попасть в группу сторонников, оказаться на улице с коробом для пожертвований, потерять друзей, возможно, работу и жилье, очнуться, вернуться обратно... или не вернуться... - все это жизненный путь другого человека, его выборы, его потребности, его опыт. Не надо "причинять добро", если вас об этом не просят.

Спасать нужно тогда, когда есть угроза жизни другим людям или детям, когда родители отказываются от лечения или переливания крови для своего ребёнка, когда присутствует откровенная уголовщина в виде воровства или насилия. А если кто-то все свои деньги отдаёт "гуру", то это его право. Его же деньги, не ваши.

Ну и напоследок, я не верю, что люди попадают в секты потому что их туда "заманивают" или "зятягивают". Можно обманом привести человека на первое собрание, но нельзя заставить его остаться там где ему некомфортно. Люди приходят в подобные организации, потому что там могут реализовать какие-то свои потребности, спрятаться от страхов, пожить в иллюзиях. Вы "вытащите" человека из Общества Сознания Кришны - через месяц он уйдёт в сетевой маркетинг. Люди ищут где им комфортнее и живут так как им нравится, даже если для вас это кажется странным или ужасным.

33

Вот ну в корне не верно, на мой взгляд. Заманивают - да. Поскольку секты домовенка Кузи или кто там был - кто пойдет туда добровольно? Плюс, человек, на которого начинается воздействие, обычно находится в довольно непростой жизненной ситуации, он ослаблен и внушаем, разбит горем и т.д. - его вербуют, работают с его мозгами, в конце концов, вполне логично, что он уже и сам якобы не хочет выбираться или же не может, как и говорить об этом. Вы говорите, что все это - какой-то другой человек, понятно, что на другого человека все равно, но у этого человека есть близкие, есть друзья, которые хотят помочь. И возникает такой вот вопрос: как? Хотя, ладно, часто действительно такой человек изначально не имеет близких людей, т.к. это немного может осложнить дело, зачем лишние проблемы сектантам. Что считать сектой - тоже вопрос, думаю, где конкретно идет обирание на крупные суммы, присутствует насилие и прочие нездоровые вещи. Короче, я бы, по крайней мере, не говорила бы, что "сами виноваты". Это уже из серии "девушки сами хотят чтобы их изнасиловали" и прочая ересь.

+3
Ответить

Если глубоко заниматься этим вопросом, то РПЦ в принципе то же иногда мало чем отличается от секты в некоторых моментах. Войти и выйти на общих основаниях еще можно дальше нет. Не рекомендуется вытягивать людей и действительно серьезных сект. Во -первых вы не знаете условия на каких он туда вошел, во- вторых вы не знаете кто за этим стоит. Секта - это всегда финансовая пирамида. Его могут просто убрать на выходе, чтобы не болтал много.

+1
Ответить

Инна, что за набор слов? Понимаю, что вы во власти эмоций, но рассудок хоть немного включать надо.

Поскольку секты домовенка Кузи или кто там был - кто пойдет туда добровольно?

Вы у меня спрашиваете?)

Вы говорите, что все это - какой-то другой человек, понятно, что на другого человека все равно

Кому понятно и кому все равно? Вам? Тогда не надо мне приписывать свои мысли.

Короче, я бы, по крайней мере, не говорила бы, что "сами виноваты".

Не говорите. Я кстати тоже не говорила. Прекратите мне приписывать того что я не говорила. Учитесь уже, наконец, включать голову и соображать что вы читаете и говорите.

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Olsana Tulpa, да, адепты РПЦ тоже порой ведут себя не очень адекватно. Только про "вытягивание" человека из церкви говорят очень редко. Это же "правильная", "традиционная", "настоящая" религия и т.п.

+1
Ответить
Прокомментировать

Прежде всего, нужно сразу разделить ситуации, когда речь идёт об организации или сообществе, где нарушается уголовное законодательство, и ситуации, когда нарушений нет. Если нарушения есть - это работа для правоохранительных органов. Если нет, то, прежде всего, вам самим следует избавиться от экстремистского отношения к данной организации или сообществу и его последователям. Следует помнить, что отношение представителей традиционных религиозных объединений к нетрадиционным было, есть и будет экстремистским. Предложения запереть человека в доме, устраивать ему стрессы и потрясения - типичные проявления подобного отношения.

Далее стоит определить, какие именно изменения в человеке вы расцениваете как вредные. Расхождение в мировоззрении и убеждениях, касающихся непознанного, вредными не являются. Вредными могут считаться те изменения, которые вредят физическому или психическому здоровью человека или окружающих. Если таковые обнаружены, следует проверить, насколько адекватно воспринимает то, чему он научился. Поговорите с ним, спросите, какие убеждения, привели к подобным изменениям. Не факт, что виновато вероучение, а не его интерпретация.

Если человек страдал от каких-то заболеваний, которые усугубляются, ему следует сначала вылечиться, а потом участвовать в жизни религиозного сообщества. Кстати, само сообщество может помочь убедить человека в этом.

Выход человека из религиозного объединения происходит в следующих случаях:

1. Вероучение вступает в принципиальное противоречие с его мировоззрением и попытки разрешить проблему с помощью других членов объединения только усугубляют её.

2. Человек осознаёт, что то, чего он хотел достигнуть, он здесь не достигнет.

3. Человек осознаёт, что попал сюда не потому, что ему это было нужно, а его убедили в том, что это ему нужно.

Если человека привёл в религиозное объединения собственный интерес или духовный поиск, "вытаскивать" его оттуда нет никакого смысла. Выход произойдёт, когда иссякнет интерес.

Есть ещё другой момент. Как правило, члены нетрадиционных религиозных объединений, с которыми я общался, пытались объяснить мне, что их организация и вероучение представляет собой нечто принципиально новое, уникальное и удивительное. Увы, такое убеждение всегда основывается на незнании истории религиозных идей. Ничего принципиально нового нет уже достаточно давно. В этих случаях я объясняю, что искренняя вера не компенсирует некомпетентности, которая точно мешает духовному развитию.

18
Прокомментировать

В принципе, Анна всё верно написала. Остаётся только добавить несколько вещей.

Прежде всего, сам термин "секта" абсолютно бессмысленен с религиоведческой точки зрения; это название, которым религиозные сообщества оперируют, чтобы критиковать друг друга, причём часто это бывает взаимно: с точки зрения Московского патриархата, Истинно-православная церковь - сектанты, с точки зрения же Истинно-православной церкви сектанты - это Московский патриархат. С религиоведческой точки зрения нет никакой принципиальной разницы, например, между православием, свидетелями Иеговы, сатанистами, неоязычниками, мусульманами или даосами. Всё это различные религиозные группы, и все они имеют свой уклад жизни.

Каждый раз, когда человек попадает в какую-то религиозную группу, его уклад жизни изменяется. Если человек вступит в ислам, он перестанет есть свинину, если станет вайшнавом - перейдёт на вегетарианскую диету, если вступит в Церковь Иисуса Христа святых последних дней, то перестанет употреблять алкоголь, кофе и чай. Иногда такие ограничения могут показаться странными, но важно помнить, что "странность" - понятие очень относительное. Жизнь в православном монастыре, к примеру, тоже может показаться странной для неверующего человека, однако мы воспринимаем такой выбор людей с пониманием и не задаёмся вопросом "как вытащить человека из монастыря". Хотя православный монастырь - это классический пример социальной группы, соответствующей всем критериям "секты", как её определяют православные богословы (т.н. "сектоведы"; функция сектоведения - это прозелетизм в пользу православия посредством критики других религий, а не их исследование, поэтому к научному изучению религии сектоведческие сочинения отношения не имеют).

Выбор религиозной группы - это право каждого человека, защищаемое законодательством как отдельных стран, в т.ч. и России, так и, что важнее, нормами международного права. В демократическом обществе предполагается, что взрослый человек имеет полное право решать, с кем ему спать, за кого голосовать и какой религии придерживаться (и придерживаться ли вообще). Давайте учиться уважать это право других людей.

Важно также понимать, что психологические проблемы, которые имеют члены т.н. "сект", в большинстве своем проистекают не из собственно членства в "сектах", а из-за того, как общество к этим людям относится. Все эти истории, в частности, про то, что "сектанты" рвут свои старые социальные связи и проч. - они отчасти имеют под собой основание, но только проблема тут не в "сектантах", а в том, что общество их отвергает, оказывается неспособным проявить эмпатию и терпимость. Я, например, знал такой случай, когда женщину-вегетарианку её "подруги" тайком пытались, зная о её диете, накормить мясом в салате - по какой-то непонятной мне причине, эта идея доставляла им невероятное удовольствие, что вот они таким образом её сделают "нормальной". Как вы думаете, способствует такое поведение сохранению старых социальных связей, или нет?

Поэтому вывод такой: взрослые люди могут сами решать во что им верить и как им жить, а родители могут решать, в какой вере им воспитывать детей. Если Вы хотите продолжать общение с человеком, который вступил в какую-то небольшую религиозную группу, то, как правило, это не создает особых проблем, нужно только забыть два слова - "секта" и "вытащить" - научиться не доверять параноидальным историям о "сектах", а также с уважением и поддержкой относиться к другому человеку, его убеждениям и его выбору.

12
Прокомментировать
Читать ещё 6 ответов
Ответить