Ответить
Luba Russkikh
апрель 2015.
1647

Откуда у государств появляются внешние долги и почему их не стремятся отдавать?

Экономика
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
2 ответа
Поделиться

Для многих развивающихся стран внешний долг является единственным способом для развития, так как внутренний рынок слишком мал для того, чтобы получить масштабные инвестиции и стимулировать экономический рост.

Касательно того, почему многие страны не спешат отдавать долги, на мой взгляд, есть две основные концепции. Макроэкономисты считают, что величина долга не играет значительной роли, пока приведенная стоимость обслуживания долга не превышает показатель экономического роста. То есть мы как государство можем брать сколько угодно, если в будущем сможем этот долг обслуживать (то есть выплачивать проценты по нему). Поэтому если кредиторы не требуют скорейшей расплаты по долгам, то спешить обычно некуда :)

Вторая концепция уже связана с Political Economy: есть модель стратегического накопления гос.долга, где у сегодняшних политиков есть стимул накапливать большой долг, чтобы ограничить расходы своего преемника. Также политики могут увеличить государственные расходы, выполняя популистские обещания, что также негативно влияет на гос.долг. В этой модели решение проблемы также может откладываться из-за того, что никто из политиков не хочет брать на себя бремя сокращения гос. долга и бюджетного дефицита, так как это равнозначно невозможности дальнейшего переизбрания. Вот так они скидывают друг на друга гос. долг, который все растет :) Ярким примером может служить периодически возникающий вопрос увеличения границы долга в США, который превращается в предмет политического торга между демократами и республиканцами :)

Совокупный внешний долг государства можно разделить на суверенный долг (заимствания министерства финансов) и долг частного сектора (заимствования корпораций и банков). Большая часть рынка внешнего долга представляет собой долгосрочные обязательства, за счет которых правительства финансируют, как правило, инфраструктурные программы, а частные сектор - развитие бизнеса, например, покупку оборудования.

Разумный уровень долговой нагрузки, позволяет ускорить темпы экономического роста, к чему активно стремятся как развитые так и развивающиеся страны. Некоторые богатые государства, например, страны Персидского Залива, не испытывая необходимости в заемных ресурсах, тем не менее имеют небольшой долг либо получают кредитный рейтинг для того, чтобы инвесторы имели ориентир (бенчмарк) по уровню процентных ставок и кредитному риску корпоративных заемщиков из данной страны.

Погашение долга ведет к уменьшению внутренних ресурсов, которые могли бы быть использованы в экономике. При наличии предложения со стороны международных инвесторов (банков, фондов и др.) зачастую выгоднее рефинансировать долг, т.е. привлечь новый долг для погашение старого. Однако в случае чрезмерной долговой нагрузки речь может идти не о желании, а возможности погашения или рефинансирования. Неисполнение обязательств в срок и в объеме, предусмотренном договором займа, называется дефолтом.

Необходимо отметить, что иногда заемщики злоупотребляют возможностью объявить дефолт по обязательствам перед иностранными кредиторами, пользуясь суверенитетом (правительства) или неформальной защитой собственного государства и/или его слабой интеграцией с международными системами торгового права.