Photo by mauro paillex on Unsplash
Анонимный вопрос
август 2017.
1411

Почему с одной стороны наука и прогресс уже давно идут семимильными шагами, а понятие «реальная жизнь» все ещё носит негативный оттенок?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
7
5 ответов
Поделиться

Потому что технический прогресс не несет за собой прогресс нравственный. Технологии могут как улучшить, так и усугубить жизнь человека, иллюстрациями в чем являются не только многочисленные антиутопии (в том числе и сериалы вроде Черного зеркала), но и наша история, да и повседневность.

Ведь когда человек полетел в космос, он не перестал гадить в подъездах, воровать, обманывать и жить по-скотски. Потому что у человека как была, так и есть злая, испорченная природа, которую не в состоянии излечить технический прогресс, да в общем-то и говорить ни о какой "природе" технический прогресс тоже не в состоянии. Как достичь своей цели? Как приучить себя доделывать дело до конца и не сдаваться?Как найти свое предназначение в жизни?Как научиться концентрироваться на задачах и работать продуктивнее?

В этом смысле радуют всякие одаренные люди, которые верят в то, что нужно просто объяснить людям, что патриархальная культура/буржуазное общество/религия носит репрессивный характер, но вот избавишься от этого и будет тебе рай на земле и все люди братья. Да нет же, можно построить хоть технологический Эдем, но человек в нем станет ницшеанским последним человеком, потому что, перефразируя, можно вытащить человека из ада, но ад из человека - едва ли.

Сергей Сизовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
34

браво! мое увожение!

+3
Ответить

у человека как была, так и есть злая, испорченная природа

В чем она заключается?

-1
Ответить

Ответ греет мою душу.

+2
Ответить
Ещё 18 комментариев

> В чем она заключается?

в том, что человек грабит, насилует, ворует, убивает прежде всего по собственной воле

влияние общества, погоды, "угнетения" если и играет роль, то вторичную

+1
Ответить

в том, что человек грабит, насилует, ворует, убивает прежде всего по собственной воле

Не знаю, как вы, но я вот не граблю, не насилую и не убиваю. Может у меня какая-то другая природа, сверхчеловеческая, например?))

+1
Ответить

Павел, испорченная природа - это христианский антропологический концепт, не в рамках христианства или какой-либо эссенциалистской философии о ней говорить невозможно. Но если говорить о ней в пространстве последних, то испорченная природа заключается в тяге человека ко злу.

+2
Ответить

Сергей, природа есть вещь существенная. В логических категориях если мы говорим, что "тяга ко злу" есть природа человека, то значит она должна быть присуща каждому человеку.

Вот мне и интересно, что вкладывается вы вкладываете в понятие "зло" такого, тяга к чему есть у каждого человека?

0
Ответить

> тяга к чему есть у каждого человека

Потенциально - да, но человека меняет воспитание

Вот, кстати, интересно - Стэнфордский тюремный эксперимент

0
Ответить

Павел, что значит "природа - вещь существенная"? В эссенциалистском дискурсе - это тавтология, которая не имеет смысла. И я не говорил, что тяга ко злу есть природа человека, но говорил, что испорченная природа заключается (как бы являет себя) в тяге ко злу. 

Понятие зло опять же здесь фигурирует в христианском контексте, то есть это то, что растлевает душу человека и сами последствия такого растления: это грех, страсти, болезни к вечной смерти и т.д., и что присуще каждому, и выражается в зависти, чревоугодии, блуде, насилии, лжи и т.п.

+1
Ответить

Природа - это то, что присуще каждому человеку как некая имманентная характеристика. Постулируя испорченность природы человека, вы постулируете его "тягу к злу".

То, что понятие зло для вас существует исключительно в "христианском (мистическом, религиозном?) контексте"  и связано на прямую с понятием греховности и есть то, что я называю поповщиной. Ваша мораль и нравственность существует в отрыве от материального мира. она с ним никак не связана. Именно об этом я и писал в своем ответе.


-2
Ответить

Что интересно, Павел даже не высказал своей позиции, а я уже почти уверен, что он коммунист.

0
Ответить

Павел, это ваши взгляды - думайте как хотите, но, до тех пор пока мы с вами не ведем аргументированную беседу, это все сотрясание воздуха.

+1
Ответить

Сергей, ну какие могут быть аргументы в рамках "христианского контекстса" - только мистические. Вы хотите, чтобы я контраргументировал первородный грех, душу и прочие подобные вещи?

-2
Ответить

он коммунист

как-будто это что-то плохое...

-2
Ответить

Что значит "какие аргументы"? Любая логоцентричная культура, каковой является и христианство, подразумевает рациональность, а значит внутри такой культуры возможны аргументы. Но я не "хочу" от вас аргументов, т.к. сомневаюсь, что вы расскажете что-нибудь интересное. До сих пор вы просто ругались, спасибо дальше не надо.

+1
Ответить

То, что христианство на протяжении его истории несколько раз пытались рационализировать, еще на значит, что рациональность имманентна христианству.

Постулировать отсутствие аргументации, а потом слиться с аргументации - стандартная фича для поповщины любого сорта, я привык, так что и вам до свидания.

-2
Ответить

Да, коммунист определённо вредитель, либо невежа.

0
Ответить

вредитель

Интересный факт: все чаще слышу совковые определения из уст антикоммунистических "прогрессоров")

-2
Ответить

Демагогия не поможет вам в продвижении утопической идеи.

0
Ответить

Братан, давай, до свиданья, а?

-2
Ответить

Вы можете в любой момент прекратить общение. Моё разрешение не требуется. И свидания не будет.

0
Ответить
Прокомментировать

потому что как сказал Аристотель Кто двигается вперед в научном направлении, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Нравственность так необходимая для жизни и гармонии человечества ( любовь к друг другу, взаимоуважение, честность, порядочность, дружелюбность, верность и так далее) не аккумулируются, то есть не накапливаются так же как научный прогресс..Именно поэтому семимильные шаги прогресса могут вести даже назад. 

17
Прокомментировать

С целевой точки зрения технический процесс нейтрален. Ядерную энергию можно использовать как для того, чтобы обеспечить тысячи людей светом и теплом (АЭС), так и для того, чтобы эти самые тысячи людей убить (атомная бомба).
Самая распространненая в нашей социальной системе цель - это максимизация частной прибыли и частных благ (частной в смысле не общей). Стремление к барышу и частной выгоде во всех его проявлениях оправдывает любые средства, в том числе и насильственные. Мораль и нравственность в таких условиях становится чем-то вроде религии, которая отделена от реальности и существует где-то далеко вне ее пределов (поповщина). 

Для того, чтобы технический прогресс стал благом, которое будет приносить в реальной жизни "позитивные оттенки" целевые установки общества в целом должны быть изменены. Люди должны прийти (или вернуться) к той простой мысли, что интересы общества и личности в конечном итоге едины, а реальное развитие человека (как частного, так и в смысле человечества) кроется в нахождени рационального баланса частных и общественных интересов.

P.S. Никакой "порочной" природы человека никогда не было и нет. Существо человека изменчиво и зависит в большей степени от специфики структуры текущей социальной системы. Если его величество барышЪ - есть вожделенная цель всех и каждого, то и реальная мораль в обществе будет соответствующей, боженька все простит.

9
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить