Никита Плющёв
Никита Плющёв
август 2017.
939

Многие ругают российское кино за то, что в нём нет ничего русского. Так почему в России не снимают русские фильмы?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
7 ответов
Поделиться

где-то услышал : "Россия всегда пытается ответить западу,в то время как запад ничего у неё не спрашивает" Возможно в этом и кроется соль,надо пробивать свой путь без оглядки на "запад".

22
0

Так это цитата Сергея Шнурова, она есть даже в обложке этого вопроса. Но не она здесь главная. Можно её применить к фильмам которые готовят и на экспорт вроде "Защитников", чтобы западному зрителю понравилось. Но я говорю о том что в лентах типа "Духлесс", "Хардкор" или "Майора Грома", там русское только место действия. Всё остальное - персонажи, декорации, реплики, музыка - всё западное. Вместо олигархов, наживших свой бизнес - вылизанные топ-менеджеры в пиджачках с Уолл-Стрит. Вместо панельных домов и деревень - европейские улочки и элитные пригороды. Вместо Виктора Цоя, Машины времени и "Грибов" - играет "Queen", Jay-Z и Пол МакКартни. Вместо "ВАЗов", "Волг" и "Газелей" - автомобили "Audi", "Chevrolett" и "Toyota". Российский следователь-криминалист пьёт коньяк из фляжки как американский детектив из Луизианы.

Также напоминаю про адаптации западных сериалов "Счастливы вместе", "Родина" или "Преступления" которые не пытались никому ничего ответить, а просто рассказывали истории первоисточника в российских реалях - вот только реалий там не было показано, они лишь блекло копировали оригинал.

Вот раньше чисто русскими проектами можно было назвать из 90-ых типа "ДМБ", "Осторожно, Модерн", первые сезоны "Улицы разбитых фонарей" - они были не только качественные, они показывали наших героев, нашу музыку и рассказывали истории про нас. Из последнего русского я вспоминаю лишь сериал "Ликвидацию" и "Соловья-Разбойника". Первое показывало одесский колорит и повествования типа "Место встречи изменить нельзя", а второй игрался с народными образами и фарсом.

Почему сейчас такого больше не делают? Зачем в современные русские фильмы пихают западные композиции и западных героев, когда вокруг нас есть свой пласт культуры который нужно отображать?

+2
Ответить
Прокомментировать

Просто потому что болтать — не камушки ворочать. Снять в России сегодня фильм уровня "Цельнометаллической оболочки" или "Властелина Колец" нереально. Во-первых, на это никто не даст денег, потому что российский кинематограф зарекомендовал себя определенным образом, в мире, мягко говоря, не котируется и едва ли приличная картина окупится. Во-вторых, государство не даст снять что-то приличное на свои деньги, потому, если работать с ним, то получаются сплошь дурацкие агитки. В-третьих, а зачем? Аудитория не готова к хорошему кино, особенно, на спорные темы. Шикарный фильм "Левиафан" обхаяли в хвост и гриву, потому что многие увидели в нем ту неприятную изнанку общества: нищету, коррупцию, грязь, бесправность.

13
0

Вопрос о качестве кино можно отдельно разбирать и вы на него ответили. Но мой вопрос был насчёт содержания наших фильмов.

Можно поглядеть на адаптации западных сериалов вроде "Преступления", "Побега" и "Родины", которые просто дублируют первоисточник не внося ничего своего. Неплохой "Метод" в котором Хабенский пьёт из фляжки как американский детектив из Луизианы. И если рассматривать русское кино за которое не стыдно - "Время Первых" наполнено голливудскими штампами о превозмогании и западной музыкой. Или взять "Хардкор" и "Духлесс" - замените место действия с Москвы на Нью-Йорк и получите теже самые истории.

Везде видятся американчина, везде музыка на английском языке, везде герои которых по многу раз видели в американских пригородах, а не российских моногородках. Где продавец обуви на нищенскую зарплату содержит двухэтажную квартиру и двух детей с собакой (привет от "Счастливы вместе"). "Защитников" которые состоят из казаха знающий китайский кунг-фу, армянина управляющим землёй, девушки-неведимки из Фантастической Чертвёрки и Человек-медведя - опять же клюквенного стереотип который опять же пришёл с Запада.

С "Левиафаном" интересный пример. Фестивальное кино у нас однозначно хорошо получается. Но неужели чернуха, грязь, коррупция и алкоголизм это единственное чего достойно отображение в нашем кино? Хотя тот же юмор и фарс понятный нам вполне недавно мы могли преподносить - вспомнить те же самобытные "Осторожно, Модерн" и "33 квадратных метров".

+3
Ответить

Грязь, коррупция и алкоголизм — гораздо лучшая затравка для серьезной драмы, чем сибирские котики и московские хипстеры. А на "33 квадратных метрах" хорошего кино не слепишь — масштаб не тот. При этом, даже советские комедии, вошедшие в золотой фонд, были довольно злобными, несмотря на царившие тогда вкусы.

Например, единственный нормальный сериал — первый сезон "Настрящего детектива" — это тот же самый "Левиафан". Нормальные там только два негра-интервьюера, а главгерои — наркоман-ницшеанец и извращенец — не далеко ушли по моральным качествам от антагонистов. Но ведь никто не бурчал, что в Луизиане есть и нормальные люди, не все полицейские пьют, ширяются и изменяют женам со школьницами и так далее.

А "Левиафан", на самом деле, по своей чернушности и настроению вполне вписывается в классическую литературу.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Это сложный вопрос, потому что сложно сформулировать, что же такое "русский фильм". В фильмах звучит иностранная музыка и используются сюжетные ходы американских фильмов? Ну так и у Гайдая были приёмы чаплиновской комедии, Марлен Хуциев снимал "Мне 20 лет" под явным влиянием французской новой волны, а по всей стране слушают иностранные песни (но не только их, конечно). Тут главное не удариться в крайность - и не попытаться вывести какой-то национальный формат. Тут мы окажется в таком же замешательстве, как дух Че Гевары, когда его попросили сформулировать для России национальную идею в "Generation Пи".

Если попробовать как-то это сформулировать не на уровне одного красивого диагноза, то проблема многосоставная. Есть много хороших фильмов "с национальной спецификой" - перечисленные уже Звягинцев, Хлебников, Серебренников, Федорченко, да и недавняя "Теснота" Кантемира Балагова. Тут везде тоже не обошлось без влияния (например, румынской новой волны), но к европейскому влиянию вообще редко предъявляют претензии - большего "обижаются" на американизацию. Она в свою очередь следствие глобализации (хотя и послевоенное французское кино вдохновлено Голливудом, успехи гонконгского кино, которое пышет колоритом, - отчасти тоже).

Плюс во многих европейских странах "фестивальное кино" не считается чем-то особенным, требующим от зрителя заоблачных усилий - да, касса не как у "Аватара", но на них охотно ходят люди и сборы вполне приличные (братья Дарденн даже, говорят, лидировали во французском прокате, а сколько человек их посмотрело у нас?). Вероятно, это еще и следствие аксиомы из советского прошлого, что в искусстве нет места бытовому, однако именно из бытового конструируется национальный колорит, скажем так. С независимым кино у нас не так все безоблачно - и суеверный страх пополам с презрением в отношении него сильно влияет и на то, как делаются большие фильмы.

Тут важен еще вопрос самоидентификации - российская культура очевидным образом находится под сильным влиянием как советской культуры с её кодами, так и американской. В каком-то смысле она зажата между этими полюсами. Выявить нерв, дух и фактуру современной России пробуют перечисленные выше режиссеры, которым интересно работать с реальностью, остальные прибегают к штампам и работающим приёмам, а нет лучших приёмов для кассовых сборов, чем голливудские (как считается).

Собственно, наибольшая проблема с самоидентификацией и видна в большом кино, которое с трудом подпускает к себе реальность (в том числе и благодаря государственным запретам). Одна из причин - это цензурирование этой реальности. Проблема многих отечественных фильмов не в том, что они копируют Голливуд, а в том, что они создают псевдо-реальность, смесь рекламного и дешевого Голливуда с экранной утопией советских фильмов. Пока в большом кино люди не начнут жить, говорить и ходить (в заведения), как в жизни, ни о каком "русском кино" не может быть и речи, потому что это будет попросту фейк. Под "как в жизни" я подразумеваю, конечно, не только реализм, он дорогому кино не особенно присущ, но пересмотрите "Терминатор 2" - и вы увидите, насколько там в деталях и сюжетных нюансах убедительно воспроизведен быт американца конца 80-х начала 90-х.

А пока большому проекту, чтобы получить госфинансирование (а все большие фильмы снимаются на деньги государства, такая вот индустрия), нужно быть либо фильмом про войну, либо еще чем-то духоподъемным, "русское кино" и будет рекламой гордости, снятой по голливудским лекалам.

p.s. я не беру в пример ремейки сериалов - сериалы по лицензии снимают по всему миру, умение их адаптировать под каждую новую страну - вопрос договоренности двух сторон и авторского подхода, который завязан на всех вышеперечисленных нюансах/проблемах. новые же идеи часто просто не влезают между адаптациями и очередным продолжением очередного детектива.

6
0
Прокомментировать

Простой вопрос.У нас нет идеи и стремления к ней.Кино должно отразить определенного рода опыт,идею, или мысль, и показать ее зрителю.А наше кино не знает что нам показывать, так как мы пока что не сформировали вновь,что хорошо а что плохо.Это же и родило всякие там Наши Раш,Большие Ржаки и Самые лучшие фильмы.

Мы в поиске не только своих стилей и средств, но и идеи которые мы по средством этих вещей сможем отразить. Поэтому сейчас мы копируем, мы просто ищем то что смогло бы зацепить нас, идею ради которой стоит жить дальше.

Что интересно не смотря на схожесть, у каждой страны такая идея и мысль своя. 

Так же стоит отметить что мы сейчас находимся в состоянии некого кризиса.Люди не готовы давать деньги молодым и талантливым, они не смогут сделать кассы.В отличии от тупейших аля инджои мувис комедий ни о чем.

Пока что в духовно-культурном плане мы дети, без оформившихся ценностей.

Поэтому нет своего, не потому что мы плохие или низкодуховные, а потому что мы не нашли. Мы все еще ищем, и часть этого поиска - копирка чужого пути.Как то так. 

Олег Останинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
5
-2
Прокомментировать

То, о чем вы говорите - традиции, колорит - относится к части наполнения, а не технических приёмов, и оно не совсем западное.

(С точки зрения госфинансирования тут рассмотрели профессионалы, я же, как любитель, копну куда слабже и в сторону коммерческого рынка)

Надо начать с того, что Голливуд стал меккой международного кино - это кино, которое снимается по лекалам проверенных решений и запросам кинорынка. В России свой кинорынок был безвозвратно утерян в девяностые, в следствии стечения множества обстоятельств - в основном, на 99%, конечно финансовых.

От 1400 кинотеатров всего в Царской России, к 1987 году в СССР насчитывалось около 5000 киноэкранов, и около 150000 передвижных киноэкранов. Наследие советской эпохи оказалось невостребованным, люди заинтересовались всем западным, в России индустрия глохла, в то время, как в Голливуде стабильно процветала.

Но с развалом СССР стал открыт Голливудский рынок, на котором в дополнении к тем деньгам что уже были, стали крутиться деньги инвесторов из стран бывшего союза. Кино прежде всего бизнес, задача коммерческого фильма - отбиться, и никто не стал отходить от традиций съемок ради рынков. Однако с появлением необходимости снимать на натуре, съемки существенной части фильмов переместились на улицы Европы.

К середине девяностых причудливая форма постсовка в фантазиях голливудских киноделов застыла и стала тем, что мы называем Клюквой - искаженное до пародии псевдореалестичное отображение русской ментальности в кино.

Время шло... Сытый финал нулевых Россия встретила с радостью - подъем цены на нефть подстегнул кредитование и закупившиеся в отстроенных супермаркетах элитной докторской колбасой россияне массово двинули на кредитных форд-фокусах во все еще обособленные кинотеатры. Появляются фильмы в которых русские больше не злодеи. Появляются первые кинотеатры внутри торговых центров.

Этот слом отметился сменой образа русских в кино - они стали не отвратительным злодеями, а крутыми харизматичными злодеями.

Вот примерно на этом уровне мы и застыли. А тем временем развившийся китайский рынок перетянул на себя интерес.

Около 2013 года Китай поднимается в финансах и вводит квоты на некитайские фильмы. И киноделы вынужденно выпиливают русских, и запиливают китайских актёров и китайские локации в версиях для китайского рынка и позже для международного.

Таким образом получается что в фильмы сегодня это уже не Голливудская, а международная традиция, снимаются они различными спонсорами со всех уголков света, а содержат тот материал, что востребован кинорынком.

Востребованность - это именно та причина, по которой не развивается русскость - у нас нет денег, и к нам больше нет интереса. Даже нашим киношникам важно снимать кино по международным лекалам, чтобы оно отбилось. Да и потом, свои лекала давно пропиты, остались общие. А новое поколение пойдёт только на новые лекала, ведь оно на них воспитано. Основную кассу всегда делают зрители 10-16 лет.

Снять что-то русское - это 100% шанс не угадать с запросами самой крупной аудитории, шанс сильно отрезать себя от мирового проката.

Если вы например посмотрите такие вещи, как бесспорный хит, сериал и фильмы Кухня - вы безусловно найдёте в нем черты французских коммерческих кинолент.

Вот уж, в русском кино ничего русского кроме фамилий.

Но, возрадуйтесь! Кино спешно проигрывает малому экрану - побеждают продукты On Demand, и сериалы кусок за куском отгрызают киношную аудиторию. Более того, они даже врываются в STEAM - сервис дистрибуции игр. Вполне возможно, после цикла ностальгических ремейков, мы сможем наконец получить свежие картины и сериалы, в которых русский колорит займёт своё место.

3
0
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить