Никита Плющёв
Никита Плющёв
август 2017.
774

Многие ругают российское кино за то, что в нём нет ничего русского. Так почему в России не снимают русские фильмы?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
7 ответов
Поделиться

где-то услышал : "Россия всегда пытается ответить западу,в то время как запад ничего у неё не спрашивает" Возможно в этом и кроется соль,надо пробивать свой путь без оглядки на "запад".

21

Так это цитата Сергея Шнурова, она есть даже в обложке этого вопроса. Но не она здесь главная. Можно её применить к фильмам которые готовят и на экспорт вроде "Защитников", чтобы западному зрителю понравилось. Но я говорю о том что в лентах типа "Духлесс", "Хардкор" или "Майора Грома", там русское только место действия. Всё остальное - персонажи, декорации, реплики, музыка - всё западное. Вместо олигархов, наживших свой бизнес - вылизанные топ-менеджеры в пиджачках с Уолл-Стрит. Вместо панельных домов и деревень - европейские улочки и элитные пригороды. Вместо Виктора Цоя, Машины времени и "Грибов" - играет "Queen", Jay-Z и Пол МакКартни. Вместо "ВАЗов", "Волг" и "Газелей" - автомобили "Audi", "Chevrolett" и "Toyota". Российский следователь-криминалист пьёт коньяк из фляжки как американский детектив из Луизианы.

Также напоминаю про адаптации западных сериалов "Счастливы вместе", "Родина" или "Преступления" которые не пытались никому ничего ответить, а просто рассказывали истории первоисточника в российских реалях - вот только реалий там не было показано, они лишь блекло копировали оригинал.

Вот раньше чисто русскими проектами можно было назвать из 90-ых типа "ДМБ", "Осторожно, Модерн", первые сезоны "Улицы разбитых фонарей" - они были не только качественные, они показывали наших героев, нашу музыку и рассказывали истории про нас. Из последнего русского я вспоминаю лишь сериал "Ликвидацию" и "Соловья-Разбойника". Первое показывало одесский колорит и повествования типа "Место встречи изменить нельзя", а второй игрался с народными образами и фарсом.

Почему сейчас такого больше не делают? Зачем в современные русские фильмы пихают западные композиции и западных героев, когда вокруг нас есть свой пласт культуры который нужно отображать?

+2
Ответить
Прокомментировать

Просто потому что болтать — не камушки ворочать. Снять в России сегодня фильм уровня "Цельнометаллической оболочки" или "Властелина Колец" нереально. Во-первых, на это никто не даст денег, потому что российский кинематограф зарекомендовал себя определенным образом, в мире, мягко говоря, не котируется и едва ли приличная картина окупится. Во-вторых, государство не даст снять что-то приличное на свои деньги, потому, если работать с ним, то получаются сплошь дурацкие агитки. В-третьих, а зачем? Аудитория не готова к хорошему кино, особенно, на спорные темы. Шикарный фильм "Левиафан" обхаяли в хвост и гриву, потому что многие увидели в нем ту неприятную изнанку общества: нищету, коррупцию, грязь, бесправность.

13

Вопрос о качестве кино можно отдельно разбирать и вы на него ответили. Но мой вопрос был насчёт содержания наших фильмов.

Можно поглядеть на адаптации западных сериалов вроде "Преступления", "Побега" и "Родины", которые просто дублируют первоисточник не внося ничего своего. Неплохой "Метод" в котором Хабенский пьёт из фляжки как американский детектив из Луизианы. И если рассматривать русское кино за которое не стыдно - "Время Первых" наполнено голливудскими штампами о превозмогании и западной музыкой. Или взять "Хардкор" и "Духлесс" - замените место действия с Москвы на Нью-Йорк и получите теже самые истории.

Везде видятся американчина, везде музыка на английском языке, везде герои которых по многу раз видели в американских пригородах, а не российских моногородках. Где продавец обуви на нищенскую зарплату содержит двухэтажную квартиру и двух детей с собакой (привет от "Счастливы вместе"). "Защитников" которые состоят из казаха знающий китайский кунг-фу, армянина управляющим землёй, девушки-неведимки из Фантастической Чертвёрки и Человек-медведя - опять же клюквенного стереотип который опять же пришёл с Запада.

С "Левиафаном" интересный пример. Фестивальное кино у нас однозначно хорошо получается. Но неужели чернуха, грязь, коррупция и алкоголизм это единственное чего достойно отображение в нашем кино? Хотя тот же юмор и фарс понятный нам вполне недавно мы могли преподносить - вспомнить те же самобытные "Осторожно, Модерн" и "33 квадратных метров".

+3
Ответить

Грязь, коррупция и алкоголизм — гораздо лучшая затравка для серьезной драмы, чем сибирские котики и московские хипстеры. А на "33 квадратных метрах" хорошего кино не слепишь — масштаб не тот. При этом, даже советские комедии, вошедшие в золотой фонд, были довольно злобными, несмотря на царившие тогда вкусы.

Например, единственный нормальный сериал — первый сезон "Настрящего детектива" — это тот же самый "Левиафан". Нормальные там только два негра-интервьюера, а главгерои — наркоман-ницшеанец и извращенец — не далеко ушли по моральным качествам от антагонистов. Но ведь никто не бурчал, что в Луизиане есть и нормальные люди, не все полицейские пьют, ширяются и изменяют женам со школьницами и так далее.

А "Левиафан", на самом деле, по своей чернушности и настроению вполне вписывается в классическую литературу.

0
Ответить
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Это сложный вопрос, потому что сложно сформулировать, что же такое "русский фильм". В фильмах звучит иностранная музыка и используются сюжетные ходы американских фильмов? Ну так и у Гайдая были приёмы чаплиновской комедии, Марлен Хуциев снимал "Мне 20 лет" под явным влиянием французской новой волны, а по всей стране слушают иностранные песни (но не только их, конечно). Тут главное не удариться в крайность - и не попытаться вывести какой-то национальный формат. Тут мы окажется в таком же замешательстве, как дух Че Гевары, когда его попросили сформулировать для России национальную идею в "Generation Пи".

Если попробовать как-то это сформулировать не на уровне одного красивого диагноза, то проблема многосоставная. Есть много хороших фильмов "с национальной спецификой" - перечисленные уже Звягинцев, Хлебников, Серебренников, Федорченко, да и недавняя "Теснота" Кантемира Балагова. Тут везде тоже не обошлось без влияния (например, румынской новой волны), но к европейскому влиянию вообще редко предъявляют претензии - большего "обижаются" на американизацию. Она в свою очередь следствие глобализации (хотя и послевоенное французское кино вдохновлено Голливудом, успехи гонконгского кино, которое пышет колоритом, - отчасти тоже).

Плюс во многих европейских странах "фестивальное кино" не считается чем-то особенным, требующим от зрителя заоблачных усилий - да, касса не как у "Аватара", но на них охотно ходят люди и сборы вполне приличные (братья Дарденн даже, говорят, лидировали во французском прокате, а сколько человек их посмотрело у нас?). Вероятно, это еще и следствие аксиомы из советского прошлого, что в искусстве нет места бытовому, однако именно из бытового конструируется национальный колорит, скажем так. С независимым кино у нас не так все безоблачно - и суеверный страх пополам с презрением в отношении него сильно влияет и на то, как делаются большие фильмы.

Тут важен еще вопрос самоидентификации - российская культура очевидным образом находится под сильным влиянием как советской культуры с её кодами, так и американской. В каком-то смысле она зажата между этими полюсами. Выявить нерв, дух и фактуру современной России пробуют перечисленные выше режиссеры, которым интересно работать с реальностью, остальные прибегают к штампам и работающим приёмам, а нет лучших приёмов для кассовых сборов, чем голливудские (как считается).

Собственно, наибольшая проблема с самоидентификацией и видна в большом кино, которое с трудом подпускает к себе реальность (в том числе и благодаря государственным запретам). Одна из причин - это цензурирование этой реальности. Проблема многих отечественных фильмов не в том, что они копируют Голливуд, а в том, что они создают псевдо-реальность, смесь рекламного и дешевого Голливуда с экранной утопией советских фильмов. Пока в большом кино люди не начнут жить, говорить и ходить (в заведения), как в жизни, ни о каком "русском кино" не может быть и речи, потому что это будет попросту фейк. Под "как в жизни" я подразумеваю, конечно, не только реализм, он дорогому кино не особенно присущ, но пересмотрите "Терминатор 2" - и вы увидите, насколько там в деталях и сюжетных нюансах убедительно воспроизведен быт американца конца 80-х начала 90-х.

А пока большому проекту, чтобы получить госфинансирование (а все большие фильмы снимаются на деньги государства, такая вот индустрия), нужно быть либо фильмом про войну, либо еще чем-то духоподъемным, "русское кино" и будет рекламой гордости, снятой по голливудским лекалам.

p.s. я не беру в пример ремейки сериалов - сериалы по лицензии снимают по всему миру, умение их адаптировать под каждую новую страну - вопрос договоренности двух сторон и авторского подхода, который завязан на всех вышеперечисленных нюансах/проблемах. новые же идеи часто просто не влезают между адаптациями и очередным продолжением очередного детектива.

6
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить