Яустал Яухожу
август 2017.
582

Почему эллины не придумали себе более радостную загробную жизнь?

Ответить
Ответить
Комментировать
5
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Вы, наверно, удивитесь, но представления о загробной жизни не "выдумываются". Нет никакого бюро по производству опиума для народа, где штамповались бы религиозные представления для того, чтобы пудрить голову несчастным людям - или по какой бы то ни было другой причине.

Религиозные и мифологические представления формируются в течение веков и тысячелетий, они основаны на конкретном мистическом опыте (я имею в виду опыт измененных состояний сознания шаманов, жрецов, прорицателей), сложных интеллектуальных дискуссиях, возникающих в процессе обсуждения и рационализации этого опыта, и, естественно, на складывающихся в данном обществе традициях и жизненном опыте (взаимодействие людей с природой и друг с другом, новые технические открытия), которые становятся призмой, через которую всё это дело пропускается. 

Таким образом, отвечая на вопрос, в Элладе сложилось такое представление о загробной жизни, которое сложилось, потому что у них был такой опыт. Справедливости ради, стоит добавить, что греческая религия была лишена догматики и в ней не было единого представления о загробной жизни, поэтому правильнее было бы говорить "такие представления": кто-то верил, что души отправятся в Аид, а другие, например, могли верить в метемпсихоз, т.е. переселение душ. Последняя идея была особенно популярна среди философов, например, она приписывается Пифагору (и пифагорейцам) и четко прописана у Платона.

20

А детерминизм какой-нибудь прослеживается? Почему одни пируют с Одином, другие блудят с апсарами, и так далее? Мистический опыт ведь наверняка не был однородным, но что-то из него принималось на веру и распространялось, а что-то нет? Я понимаю, что это вопрос на целую монографию. Подскажите, пожалуйста, чего почитать по теме.

+1
Ответить

Способы интерпретации во много зависят от конкретно-исторических условий, т.е. жизненного опыта. Ну то есть, например, классическая история про отличия египетской религии от месопотамской: почему месопотамские боги рисовались как более непредсказуемые, в каком-то смысле даже враждебные к людям и т.д.? Почему в месопотамии не было такого развитого представления о вечной жизни, как у египтян? Потому что условия природные, а значит и жизненный опыт, разные. Египет, грубо говоря, пустыня, где те же пирамиды действительно существуют века, а разливы Нила предсказуемы и регулярны - поэтому египтяне жили как бы в перспективе вечности, с наметкой на то, чтобы оставить себя в веках, и с ощущением строгой упорядоченности, узаконенности мира. А жители Месопотамии жили в условиях бурных непредсказуемых разливов, постоянных потопов. Поэтому никакой вечности, только непредсказуемая и изменчивая воля богов. Как-то так.

Кстати, я при этом далек от мысли рассматривать мифы как простую метафору природных и социальных явлений, а-ля "люди не могли понять подлинные причины явлений и поэтому придумывали мифы". Ничего подобного: миф - это, прежде всего, принципиально другой способ воспринимать мир, а не "недоделанная" наука или неправильно объяснение. Но это уже другой разговор.

Что почитать? Ну, с ходу, "Религии мира: опыт запредельного" Торчинова, прежде всего. Ну и, наверно, будет слишком тривиально говорить про "Историю веры и религиозных идей" Эдиаде, но всё же. Что же касается спеицифики мифа и мифологического мышления, я бы, наверно, посоветовал второй том ("Мифологическое мышление") "Философии символических форм" Кассирера. Это первое, что пришло в голову и что относится к теме.

+3
Ответить
Прокомментировать
Ответить