Ответить
Anastasia Suntsova
август 2015.
1483
Что такое философия и на каких основаниях она является наукой?
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
9 ответов
Поделиться

Все существующие определения философии либо слишком широкие, либо слишком узкие. В структуру философского знания входит всё постижение и осмысление человеком мира и своего места в нём. В этом смысле не философия является частью научного знания, а научное знание является разновидностью философии. Если Вы обратитесь к трудам таких известных учёных как Ньютон, Коперник, Лейбниц и многих других, то обнаружите, что в основном эти люди писали труды по философии. Науки постепенно оформлялись и выходили из структуры философии. Социология вышла из неё относительно недавно. Внутри философии сегодня различают несколько дисциплин, в числе которых онтология, гносеология, аксиология, логика, этика, эстетика и некоторые другие, включая философию науки. Поэтому я бы сказал, что философию можно считать областью знания, из которой рождаются науки.

Артём Тюринотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

На мой взгляд, есть несколько хороших ответов на этот вопрос. Один из них дал британский философ Бертран Рассел: он состоит в том, что философия, по сути, задается такими вопросами, которые принципиально неразрешимы, в то время как наука задает принципиально эмпирически разрешимые вопросы. 

Причём, если какой-то вопрос раньше считался эмпирически неразрешимым (например, вопрос о происхождении вселенной), то он рассматривался как философский. А когда в какой-то момент времени появились средства для его эмпирического решения (в данном случае телескопы высокой мощности), то он начинает рассматриваться как научный.

Но это не надо воспринимать так, что философия - это просто какая-то "протонаука". На самом деле, как справедливо пишет Рассел,

Есть ряд вопросов, и среди них значительнейшие для нашей духовной жизни, – которые, поскольку мы можем установить, должны остаться неразрешимыми для человеческого разума, если силы его не изменятся коренным образом. Есть ли во Вселенной единство и цель, или же это просто случайное нагромождение атомов? Является ли сознание необходимым элементом Вселенной, позволяющим надеяться на беспредельный рост мудрости, или же это просто преходящая случайность на крошечной планете, на которой в конце концов жизнь сделается невозможной? Имеет ли добро и зло какое-нибудь значение для мира, или только для человека? Такие вопросы возбуждаются философией, и на них различные философы дают различные ответы. Но, во всяком случае, можно ли дать на эти вопросы ответы, пользуясь другими методами или нет, ответы, даваемые философией, не являются доказательно истинными. И тем не менее, как ни мала надежда добиться ответов, дело философии продолжать рассмотрение этих вопросов, выяснять их важность, анализировать приближение к ним и поддерживать жизненность спекулятивного интереса ко Вселенной, – интереса, который может быть убит нашим ограничением себя определенно доказательным знанием.

Короче говоря, философия - это наиболее успешный инструмент из тех, что у нас есть, для того, чтобы рационально отвечать для себя, задумываться, обсуждать и договариваться по поводу ответов на неразрешимые вопросы, на которые мы в любом случае вынуждены отвечать.

Иными словами, мы не можем объективно ответить на вопрос "что такое хорошо и что такое плохо", но уголовный кодекс нам всё равно как-то надо писать. И вот здесь философия даёт инструментарий для того, чтобы эту задачу решить.

Выходя за пределы взглядов Рассела, можно сказать так, что общее у философии с наукой - это характер их аргументации: и наука, и философия используют рациональную аргументацию и оперируют законами логики. Но применяют они их для достижения принципиально разных целей: наука даёт нам набор эмпирически выверенных моделей для того, чтобы эффективно решать конкретные проблемы; философия - даёт рациональный инструментарий для обсуждения ответов на мировоззренческие вопросы.

При этом, философия - не наука, а наука - не мировоззрение. Каждый раз, когда мы пытаемся построить "научное мировоззрение", у нас получается идеология. Пару таких идеологий мы хорошо знаем: национал-социализм, построенный на "научной расовой теории", и сталинизм, построенный на "научном марксизме". Пробовали, не понравилось.

Вкратце так. Если интересно, то более подробное обсуждение этого вопроса можно послушать в моих лекциях.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Не является. В методологии науки есть так называемый вопрос демаркации, т.е. критериев, что считать наукой, а что нет.  Когда-то здесь главенствовал принцип верификационизма, предполагающего, что научной может являться только та теория, которую можно проверить эмпирически. 

Сейчас используется предложенный Карлом Поппером принцип фальсификационизма, согласно которому научной теорией является только та, которая в принципе может быть эмпирически опровергнута. Так, утверждение, что все мы живем в матрице, не научна, поскольку мы не можем даже гипотетически представить эксперимент, который мог бы это утверждение опровергнуть.

Философские утверждения в этом смысле неопровержимы, а следовательно не научны.

показать ещё 6 ответов