Anastasia Suntsova
август 2015.
12476

Что такое философия и на каких основаниях она является наукой?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
11 ответов
Поделиться

На мой взгляд, есть несколько хороших ответов на этот вопрос. Один из них дал британский философ Бертран Рассел: он состоит в том, что философия, по сути, задается такими вопросами, которые принципиально неразрешимы, в то время как наука задает принципиально эмпирически разрешимые вопросы. 

Причём, если какой-то вопрос раньше считался эмпирически неразрешимым (например, вопрос о происхождении вселенной), то он рассматривался как философский. А когда в какой-то момент времени появились средства для его эмпирического решения (в данном случае телескопы высокой мощности), то он начинает рассматриваться как научный.

Но это не надо воспринимать так, что философия - это просто какая-то "протонаука". На самом деле, как справедливо пишет Рассел,

Есть ряд вопросов, и среди них значительнейшие для нашей духовной жизни, – которые, поскольку мы можем установить, должны остаться неразрешимыми для человеческого разума, если силы его не изменятся коренным образом. Есть ли во Вселенной единство и цель, или же это просто случайное нагромождение атомов? Является ли сознание необходимым элементом Вселенной, позволяющим надеяться на беспредельный рост мудрости, или же это просто преходящая случайность на крошечной планете, на которой в конце концов жизнь сделается невозможной? Имеет ли добро и зло какое-нибудь значение для мира, или только для человека? Такие вопросы возбуждаются философией, и на них различные философы дают различные ответы. Но, во всяком случае, можно ли дать на эти вопросы ответы, пользуясь другими методами или нет, ответы, даваемые философией, не являются доказательно истинными. И тем не менее, как ни мала надежда добиться ответов, дело философии продолжать рассмотрение этих вопросов, выяснять их важность, анализировать приближение к ним и поддерживать жизненность спекулятивного интереса ко Вселенной, – интереса, который может быть убит нашим ограничением себя определенно доказательным знанием.

Короче говоря, философия - это наиболее успешный инструмент из тех, что у нас есть, для того, чтобы рационально отвечать для себя, задумываться, обсуждать и договариваться по поводу ответов на неразрешимые вопросы, на которые мы в любом случае вынуждены отвечать.

Иными словами, мы не можем объективно ответить на вопрос "что такое хорошо и что такое плохо", но уголовный кодекс нам всё равно как-то надо писать. И вот здесь философия даёт инструментарий для того, чтобы эту задачу решить.

Выходя за пределы взглядов Рассела, можно сказать так, что общее у философии с наукой - это характер их аргументации: и наука, и философия используют рациональную аргументацию и оперируют законами логики. Но применяют они их для достижения принципиально разных целей: наука даёт нам набор эмпирически выверенных моделей для того, чтобы эффективно решать конкретные проблемы; философия - даёт рациональный инструментарий для обсуждения ответов на мировоззренческие вопросы.

При этом, философия - не наука, а наука - не мировоззрение. Каждый раз, когда мы пытаемся построить "научное мировоззрение", у нас получается идеология. Пару таких идеологий мы хорошо знаем: национал-социализм, построенный на "научной расовой теории", и сталинизм, построенный на "научном марксизме". Пробовали, не понравилось.

Вкратце так. Если интересно, то более подробное обсуждение этого вопроса можно послушать в моих лекциях.

12
0

Милейший, более 70% граждан говорят, что им идеология сталинизма и сегодня нравится.

0
Ответить
Прокомментировать

Все существующие определения философии либо слишком широкие, либо слишком узкие. В структуру философского знания входит всё постижение и осмысление человеком мира и своего места в нём. В этом смысле не философия является частью научного знания, а научное знание является разновидностью философии. Если Вы обратитесь к трудам таких известных учёных как Ньютон, Коперник, Лейбниц и многих других, то обнаружите, что в основном эти люди писали труды по философии. Науки постепенно оформлялись и выходили из структуры философии. Социология вышла из неё относительно недавно. Внутри философии сегодня различают несколько дисциплин, в числе которых онтология, гносеология, аксиология, логика, этика, эстетика и некоторые другие, включая философию науки. Поэтому я бы сказал, что философию можно считать областью знания, из которой рождаются науки.

12
-3
Прокомментировать

Я думаю, стоит уточнить вопрос, имеется в виду наука(любая) и философия (как наука) или является ли философское мировоззрение частью научного? 

Лично я науки рассматриваю, как различные инструменты, которые применимы в тех или иных ситуациях. Чуть подробнее, суть любой науки, если отойти от точных определений, и попытаться описывать интуитивно - представление каких-то явлений в формализованной форме и набор паттернов/закономерностей, по которым эти формы друг с другом взаимодействуют. Даже если эти системы, на первый взгляд идеальны (математика!), все равно существуют всякие артефакты (скажем, n-мерные пространства, сверхзадачи, высшие аксиомы бесконечности, и прочая математическая жесть, к реальному миру имеющая отношение посредственное). Поэтому, чтобы всеми этими инструментами можно было пользоваться, должна быть какая-то мета-система, регулятор применимости этих инструментов на практике. Дальше предоставлю слово умным книжкам:

Философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой. Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология

В структурном плане, со стороны собственно философских понятий и средств познания, философия тоже имеет немало моментов, говорящих о ее научности и вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.

Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям.

Для мифологического и религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке. (Тут стоит заметить, что в философии все равно оперируют понятиями, которые в науке скорее отнесли бы к сверхъестественным)

Критерии научности следующие:

1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»).

Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.

Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику.

Из приведенных соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида научного знания — в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Иван Сизовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

Философия - это способ познания мира.

Человек в дофилософский период познавал мир с помощью религии, мифов, примет и веры в сверхъестественное, мистическое. На таком уровне развития цивилизации, когда не было особых технических изысков, человеку было достаточно веры в то, что его кто-то создал, что мир вокруг - это результат целенаправленной деятельности какого-либо высшего существа или существ. Все события, выходящие за рамки привычного объяснялись просто: боги гневаются или радуются, проявляют свою волю и прочее.

С накоплением знаний условному человеку стало легче жить. Не нужно думать о пропитании, потому что скот пасётся в загоне, о крыше над головой, потому что живёт в городе, полисе, не нужно думать об опасности зверей или соседних племён, потому что за него подумает другой человек. Освобождалось время для себя любимого. Человек стал задумываться, кто он, зачем он пришёл в этот мир? Почему, кроме природных проявлений, бог себя никак не проявляет? Иными словами, проявлял себя природный скептицизм. Поздравляю, человечество перешло в эпоху философии. Начался долгий период осмысления жизни, взаимосвязи человека и всего окружающего его мира. С первых попыток объяснения структуры материальной и ментальной Вселенной древнегреческих философов и до современности философия являла собой способ, которым человек познавал всё вокруг себя. Уже недостаточно было заявить, что на всё воля божья. Нужно было объяснить, почему так, а не эдак. Со временем из философии обособились, как сейчас мы их называем, научные дисциплины; физика, биология, психология, химия - всему нашему научному знанию есть основа философия.

Не даром один из моих преподавателей сказал, что философия - наука наук, но после Возрождения, с началом индустриализации, а далее в XX веке и с началом Научно-технической революции человеку снова стало мало. Философия уже не могла объяснить, как раньше мифы и легенды, ч т о лежит за гранью понимания человеческого разума. Как устроен атом, что было до человека лет эдак 10 млрд. назад, зачем существует хлорофилл a и b? На смену периоду философии пришёл научный способ познания мира.

Философия, хоть и отошла от роли мировоззрения, стала способом обустройства структуры научного знания. Существует философия физики, дизайна, политическая философия. В этом узком смысле философия является наукой, потому что у неё, как у научной дисциплины, есть своя методология и предмет изучения, есть функция и цели.

4
-2

Ваша позиция слишком ангажирована мировоззренчески и вы предоставляете ложные сведения. Неправда, что с появлением философии человек перестал познавать мир с помощью религии. В Средневековье религия всё ещё имела главенствующее значение. Люди никогда не были глупыми и просто всё могло объясняться только в низших сословиях. Вы связываете развитие цивилизации только с техническим прогрессом. Мораль, нравственность - действительно, зачем оно нужно, если есть технический прогресс! Ура, научный способ познания мира появился и надобность в философии исчезла сама собой. А кто, по-вашему, сформулировал признаки научного знания и отделил его от ненаучного. Кто создал методологию научного познания? Думаете, учёные? Напрасно!

0
Ответить

Я указал на это обстоятельство в последнем абзаце, специально пометив, что философия стала основой системы научного знания

+1
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 6 ответов
Ответить