Артем Соловово
август 2017.
117

Какие полномочия президента РФ нужно передать парламенту ?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

Никакие. Во всяком случае, номинально на оси "президент - Дума" нет ничего такого, что требовало бы изменения.

Современые проблемы русской государственной власти, требующие решения, лежат в другой плоскости.

Они связаны, прежде всего, с тем, что фигура президента выведена из системы разделения властей, что на деле подрывает саму концепцию такого разделения. Суть её в том, что страна должна управляться не одной, а тремя властями, не зависящими друг от друга - представительной (парламент), исполнительной (правительство) и судебной. Каждая из них самодостаточна и полновластна. Хотя полномочия каждой из них строго ограничены, в совокупности они и представляют государственную власть. В этой конфигурации исключается произвол и вождизм. Создаётся механизм, позволяющий сбалансировать интересы различных групп общества по различным признакам - политическим, социальным, национальным и т.д.

Российская Конституция 1993 формально как бы сформировала три ветви власти, но параллельно ввела фигуру президента, который, на самом деле, оказался некоей четвёртой властью с неочерченным кругом полномочий и как бы над всеми этими властями. Вопреки общему представлению, Конституция не относит президента к исполнительнойй власти - её возглавляет председатель правительства.

В результате по факту имеем то, что имели на протяжении веков и что всегда являлось корнем политических, экономических и др. проблем в России - авторитаризм, хотя формально Конституция провозгласила Россию демократическим государством. Реальный механизм организации и функционирвания власти разошёлся с заявленной целью.

Выход в том, чтобы либо сделать президента главой исполнительной власти (американский вариант) либо исключить вовсе должность президента (европейский вариант).

С такой реструктуризации власти возможно, в частности, начать работу по укреплению независимости судов.

Но есть тема и с Думой. Сейчас она лишена некоторых важных - на самом деле, важнейших - функций, в силу чего она анемична. 

Во-первых, Думе необходимо придать право распоряжения казной (право кошелька). В настоящее время Дума лишь участвует в бюджетном процессе, а должна полностью сосредоточить его в своих руках - инициировать его, контролировать расходование средств, заниматься налогами. Формирование бюджета должно начинаться в Думе, а правительство должно иметь право участвовать в нём, внося свои предложния, но последнее слово должно оставаться за Думой. Именно с этого права, закреплённого в Magna Carta в 1215, и начинался парламентаризм вообще. В этом праве - суть представительной власти. Она, т.е. весь народ, содержит государство, отпуская ему деньги.

Во-вторых, второй важнейшей функцией Думы должен стать парламентский надзор за исполнительной властью, когда представительная власть, не вмешиваясь в текущую оперативную деятелность исполнительной власти, наблюдает за общим порядком вещей. Механизмом такого надзора являются парламентские слушания и расследования.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8

Андрей, можно Вам персональный вопрос? Вы сторонник американского варианта или европейского? 

+2
Ответить

Денис, думаю, что европейский вариант позволяет избежать вождизма - то, что нам и нужно.

+2
Ответить

Поддерживаю! Многие склоняются к парламентаризму в России. Увы, самодержавная власть одного человека - историческая проблема страны. 

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить