Тарас Ильчук
август 2017.
125

Почему дети приходят в школу в 1 класс все менее и менее готовыми к учёбе? Какой возраст оптимальный для поступления в школу?

Ответить
Ответить
Комментировать
5
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Оптимальный общепринятый возраст первоклассника - 7 лет.  

1. Позвоночник шестилетки еще не готов к таким нагрузкам. Почти у всех ребят, кто пошел в школу до 7 лет, наблюдаются нарушения осанки.

2.Как отреагирует иммунная система малыша на смену режима дня, питания и на контакты с другими детьми?  Сможет ли ваш первоклассник обходиться без дневного сна? Учитывайте все факторы, иначе  вместо раннего обучения получите постоянные болезни и отставание по программе.

3. Будущему школьнику необходимо уметь удерживать внимание не менее получаса, к тому же ему придется послушно выполнять действия, которые он совсем не хочет делать – сидеть спокойно, писать закорючки... Для непосед это очень сложная задача.

Когда родители отправляют ребенка в школу, ориентируясь на уровень его знаний, они совершают большую ошибку. Конечно, этот показатель очень важен, но рассматривать его нужно в совокупности с другими факторами – физическим и психологическим развитием.

Детей может привлекать внешняя атрибутика: красочный ранец, общение с детьми, что не имеет отношение к внутренней мотивации узнавать что-то новое. 

6
Прокомментировать

Я сторонник отправлять детей в школу попозже, не раньше 7-ми лет. 

Мне не нужны собеседования, чтобы заметить какие-то тенденции или изменения в готовности первоклашек к учёбе вообще, и музыки в частности. Каждый год в в июне мы их набираем, и с сентября я каждый день с ними работаю! Только несколько последних лет начинаю обучение с 3-го класса, но об этом позже.

Я с 1987 года преподаю кларнет в одной и той же школе, в которой сам учился. Есть специфика школы.  Общеобразовательная+музыкальная+старшие классы как замена музучилища в одном флаконе. 11классов. Далее вуз, как правило музыкальный. Раньше, когда родители приводили детей к нам, они считали своим долгом хоть немного детей приготовить. Дети уже умели читать, писать, считать, сказать пару предложений про изображённое на картинке, пели песенки, рассказывали стишки, пускай чуть ли не одним пальчиком, но уже плюмкали  что-то на фортепиано, знали ноты, их длительности и паузы, на вступительных экзаменах поддерживали разговор. Это в идеале. ( Моя мама, воспитатель-методист детсада, отличник народного образования с 44-летним стажем работы, именно таких и выпускала в своём садике. И утверждает, что если в садике как следует поставлена работа и ребёнок последовательно прошёл младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы  со всеми видами занятий, то именно таким по развитию он и должен быть. ) Я как специалист по игре на кларнете  мог начинать с 1-го класса заниматься именно обучением игре на кларнете. К четвёртому классу формировалась  маленькая музыкальная личность, с мышлением и определённым уровнем игры.  Мы регулярно принимали участие в конкурсах исполнителей на духовых инстру-ментах в группе до 12 лет и практически всегда привозили звания лауреатов и дипломантов. Мой бывший ученик, а теперь коллега,  получивший высшее образование в Берлине и возвратившийся домой в родную школу преподавать, когда-то в четвёртом классе уже выступал с симфоническим оркестром города и является живым подтверждением моих слов. На чём базировались успехи?

Ребёнок мог хотя бы на 15-20 минут сосредоточить своё внимание на одном занятии. У него хватало морально-волевых качеств для преодоления трудностей, он понимал, что все в мире работают, и папа, и мама, и что школа - его работа, а заниматься музыкой - классно! Пальчики после занятий в садике письмом, рисованием, лепкой, аппликацией могли преодолевать трудности моторики игры на музыкальном инструменте. Общее развитие было на таком уровне, что позволяло понимать музыку, по крайней мере нормально для своего возраста. Терпение хоть какое-то присутствовало. Интеллект светился в глазах. Ребёнок очень ревностно интересовался успехами одноклассников и стремился к соревнованию. Хотел играть с коллегами в ансамбле, а позже в оркестре и получал от этого большое удовольствие. Очень быстро учился читать ноты с листа. Быстро подбирал мелодии и аккоды популярных песен, и не три главных ( T,S,D), а все. И так далее, всего и не упомнишь. Интересовался игрой на фортепиано. Одним словом, в музыке не был беспомощным. Но главное - психологическая готовность к школе. И общеобразовательной, и музыкальной. Социальная. Ребёнок понимал отличие школы от садика, был, как говорится, в сознании, где он и что с ним. Родители живо интересовались успехами сына и контролировали его регулярно. Таким образом закладывалась привычка регулярно работать. В своих занятиях ребёнок выступал обьектом, движущей силой, а не субьектом, над которым взрослые производят различные действия. И результаты были. Образно говоря, иногда удавалось пройти за год материал трёх.

Что я вижу среди первоклашек теперь? Практически полное отсутствие тех качеств, про которые я написал выше. Почему-то пришла мода среди родителей не отдавать детей в садик и самим не готовить детей к общеобразовательной школе. Мол, а чем будут заниматься учителя? Ох, поверьте, всегда есть чем заниматься...Так и приводят. Стерильных. Практически не разговаривающих. Без общего развития. Ему что-то говоришь, а он не понимает. Не привык слушать, понимать, анализировать. Мама ведь с ним почти не говорила. И не пела. И книжку ,,12 Месяцев’’ не читала. И других сказок тоже. И вообще ничего не читала и не рассказывала. Только сюсюкала над колыбелью. Абстрактного мышления – ноль. И какое-то странное пребывание на своей волне, в своём мирке.

Ладно, отсутствие музыкальной подготовки  мы научились компенсировать курсами подготовки к школе 6-леток. Там и ритмика, и танцы, и пение, и изучение нот, и всякая всячина.  И педагоги по специальности в первом классе уделяют много времени подготовительным работам. Начало обучения на духовом инструменте пришлось сдвинуть на 3-ий класс. А то и на 4-ый. Если хорошо пойдёт, то догоним и перегоним. Теперь чаще первоклашками занимаются пианисты, потом отдают духовикам: на ф-но стартовать легче и нагляднее.Но и они жалуются, что уровень упал и что им всё сложнее.

А что я вижу на уроках по специальности в теперь уже в третьем классе? Вот сводный портрет. Разбалованый до крайней степени домашний тиран. Лень – выдающаяся. Каждый день получает подтверждения, что мир вращается вокруг него. Не успел толком захотеть - получил. Договорились с мамой и сыном о том, что дарование должно месяц позаниматься хоть по чуть-чуть каждый день, выучить напамять свои пьески и заработать на экзамене одиннадцать. И тогда получит в подарок самокат. Через два дня увидел на улице сыночка верхом на самокате. Звоню матери. Материнское сердце не выдержало: - Он так просил, так просил…

В своё время садик не посещал, или крайне мало. Поэтому не привык к детскому коллективу и не прошёл 4х-летнего курса подготовки к школе. Мать садик не заменит, - квалификации не хватит. Садиков не хватает, и часто-густо в семье есть материальная возможность для матери не выходить на работу по уходу за ребёнком до 6 лет. Но мать без понятия, чем ей заниматься с ребёнком. Не знает, не умеет, не хочет. Постоянно считает себя уставшей. Не развивает ребёнка всесторонне, рада, когда он молчит, уткнувшись в планшет, мобилку, смартфон. Дитя в 3(!) классе плохо читает и пишет. Даже на 5 минут не в состоянии сконцентрировать внимание. Плачет по любому поводу, даже просто иногда от ощущения собственного неумения. Считает школу своеобразным продолжением садика. Был один третьеклассник, который залазил под рояль и оттуда мяукал. Рад отвлекаться хоть на что-нибудь. Сорвать урок целого класса – раз плюнуть, о своём я вообще молчу. Теннисный мячик, бумажный самолётик, плетёная плёточка, скомканная бумажка как замена футбольному мячу,  – и урока нет. Вернуть в русло урока невозможно, разве что криком, но тогда замыкается и смотрит волчонком. Малолетний циник и пофигист. Не хочет ничего делать ни по одному предмету хотя просто потому, что не знает, зачем оно ему нужно. Родители вносят достойную лепту: то со скейтом отправят в школу, то в кроссовках с вмонтированными колёсиками, с которыми и убиться несложно.

Иду к классному руководителю. Та лишь устало рукой махнула. Что, мол, вы хотите, у меня таких полкласса. Неадекватные. Внимание! Получается, больше половины класса не в состоянии учиться! Не готовы!

Причины:

Родители не приготовили ребёнка к школе. Со всех точек зрения.

Позднее взросление, инфантильность, отсутствие чувства ответственности.

Остальное - отлично написано в ответе Александры Земцовой.

4
Прокомментировать
Ответить