Александр Милов
сентябрь 2017.
2484

Улучшается ли память,если много учить?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
4 ответа
Поделиться

Память не улучшается и не тренируется ) Она довольно константна. Долговременная память у здорового человека практически бесконечна, ее еще никто не измерил и вряд ли это возможно. кратковременная память способна удерживать одновременно 7+- 2 единицы информации, то есть ориентировочно 5-9. И она сильно зависит от состояния человека, например, усталости. И этот объем примерно одинаков у всех людей. А с возрастом память только ухудшается...

Однако заметно, что если человек учится много и упорно - то начинает запоминать материал быстрее и проще, это факт. В чем тут дело? дело в способах обработки информации, в связанном с памятью процессе мышления. Впрочем, Аткинсон включал процессы обработки информации в саму память. Память и мышление тесно связанны, объединять их или разделять -  вопрос теоретического объяснения.

Так вот, здоровый человек не запоминает все дословно. Дословное, или механическое запоминание преобладает у  нас в раннем детстве (замечено, что ребенок может запоминать большие куски стихотворений практически с первого раза и т.п.) и потом постепенно эта память уступает место другому виду - памяти осмысленной. Когда мы запоминаем материал осмыслено, мы его обрабатываем: выделяем главное, классифицируем, присоединяем образы, у нас возникают определенные ассоциации. Так материал запоминается легче и крепче. Если мы много учимся - мы тренируем именно эту часть. Например, если мы хорошо знакомы с анатомией ежа (уже выучили), то так же легко усвоим и анатомию другого животного - лишь укладываю отличия в уже существующую матрицу смыслов. Хорошей напоминалкой является краткий мысленный конспект, у людей чаще всего хорошо развита зрительная память (механическая), и поэтому образы и зрительные ассоциации хорошо помогают запоминать материал.

Посмотрите что пишут о мнемотехниках и соревнованиях "запоминальщиков" - да, они выучивают с первого раза в порядке соревнования огромные куски материала, но не механически, а именно опираясь на определенную систему смыслов и ассоциативных подсказок.

Так что память не тренируема, но ее вспомогательное средство - способ складирования информации в хороший внутренний каталог - вполне. Однако в обыденной речи мы эти упражнения и называем "тренировкой памяти". ЕГЭ ближе, чем кажется... Что мне с сегодняшнего дня делать, чтобы через 9 месяцев я успешно сдал ЕГЭ?Возможно ли сдать ЕГЭ на 100 баллов, готовясь самостоятельно (без репетиторов)? Почему экзамены ОГЭ/ЕГЭ длятся 3 часа 55 минут, а не просто 4 часа?Правда ли, что варианты на экзаменах (ЕГЭ/ОГЭ) легче тех, что дают при написании пробников?Какие самые простые и сложные ЕГЭ сейчас существуют?

Мирослав Ясинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
9
Прокомментировать

Память в частности и когнитивные способности в целом улучшаются, если много учиться. Но с одной оговоркой - в рамках этого обучения должно быть «трудно». Обучние не должно проходить в автоматическом режиме, должны быть условия, при которых приходится концентрироваться на задаче, чтобы ее решать (это т.н. Deliberate practice). Скажем, вы не станете хорошим гитаристом, если будете десять леть играть один и тот же этюд (каким бы сложным он не был). Как только вы сможете сыграть его на автомате, не задумываясь о каждой следующей ноте, развитие прекратится.  

2
Прокомментировать

Лучше запоминаешь прочитанное, если есть возможность усвоенную информацию кому-нибудь рассказать вслух. Да хоть себе перед зеркалом: рассказываешь, слушаешь, обдумываешь, осознаёшь, если что-то не понял — задаёшь вопрос, объясняешь и т.д.

0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить