Андрей Емашев
декабрь 2019.
80

Почему в концепции обряда инициации существует противопоставление материального и духовного? В чем функциональная суть подобной дихотомии?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Дело вовсе не ограничивается обрядом инициации. Дуализм, как концепция, противопоставляющая дух и плоть, встречается повсеместно с древнейших времен и даже до наших дней, просто реже.

Причина - ее интуитивная простота. Дуализм очень просто и разумно выводится из попытки осознать себя в мире - как существо, похожее на животных, но тем не менее разительно от них отличающееся чем-то, что невозможно пощупать. Нельзя (совершенно точно нельзя было тогда и даже сейчас нельзя сказатьс что можно) вскрыть человека и ткнуть пальцем в то, что отличает нас от животных - а наши предки в каменном веке наверняка проделывали подобные процедуры в поисках ответа. А если нет ничего, что можно пощупать, остается предполагать нечто, чего пощупать нельзя. Тем более, что человек тем и отличается, что способен оперировать такими понятиями, которые нельзя пощупать. Витгенштейн писал, что язык начинается тогда, когда перестает хватать указательного пальца. Поэтому идея о духовном органично из всего этого вытекает - раз мы можем оперировать ненаблюдаемым, значит есть что-то ненаблюдаемое, благодаря чему мы это можем. А отсюда буквально пара шагов до абсолютного бога, который суть платоновская идея идей.

Разумеется, ни простота, ни интуитивность, ни стройность рассуждения не гарантируют его истинность и сейчас в качестве альтернативы дуализму есть множество других подходов, которые были невозможны для людей того времени так же, как геометрия Лобачевского была невозможна для Евклида - они просто не могли такое придумать. Мы можем придумать и не такое.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
0
Прокомментировать

попробую ответить как смогу подробно, чтобы раскрыть тему:

это существует не столько в обряде инициации, сколько вообще в мировоззрении практически любой религии, и вне религии тоже. инициация она ведь разная бывает. скажем, когда в военном обществе принимают нового солдата, через ритуальную часть, когда он помпезно и торжественно дает присягу, это своего рода инициация, истинная часть которой наступает в момент боевого крещения, но и более символическая в момент принятия присяги не менее важна. символы в нашей жизни крайне важны, никуда не деться, поэтому милитаризм вообще так любит церемонии, не меньше, чем религия. парады, формы, знаки отличия - погоны, медали и т. д. кстати, форма. любая инициация обычно подразумевает некое обновление, поэтому для укрепления психологического эффекта принадлежности к новой общности, обычно применяется специальные одежды. у военных - это форма, в религиозной практике всякого рода облачения жрецов и монахов. это иногда носит и более манипулятивный, извращенный характер в среде всяких нетрадиционных религиозных групп, так в том числе масоны, как взрослые мальчишки, любят носить всякого рода помпезные мантии, чтобы ощущать себя обособленно от остального социума, как элитарная группа. группы типа Куклус Клана и коричневорубашечники, все старались подчеркнуть свою обособленность и носить соответствующие облачения, которые имеет право носить только проверенный, инициированный последователь. для ощущения обновления, для принятия некой новой жизненной роли идут и дальше, последователю иногда дают новое имя, иногда он совершает какую-то жертву, чаще всего сострижение волос, но иногда и денежный вклад. этот аспект тоже может быть извращен. скажем, в монашестве обычно пострижение подразумевает отказ от прежнего себя, отказ от своего я,  но в среде экстремистских групп, например ультра-правых, пострижение себя подразумевает больше дегенеративный знак отказа от своего мнения, отупления и слепого подчинения тому, кто выше по статусу - лидеру группы.

касательно самого разделения на материальное и духовное, что еще называют иногда светское и духовное или сакральное и профанное, то это не столько философская прихоть, сколько обусловлено весьма конкретными причинами. простой пример: когда человек живет уединенно, что необходимо для его конкретной духовной практики, возникает когнитивное противоречие в виде выбора модели поведения и дальнейшего пути, или проще говоря искушение. практика подразумевает регламентированную и механическую отшлейфовку в виде молитвы, медитации. чтении всякого рода текстов, и т. д. но определенная часть сознания видит как люди из бывшего круга, до инициации развлекаются и веселятся, возникает внутренний конфликт, который усилием воли адепта либо бывает подавлен, либо, в случае его нетвердости, он потакает ему и бывает изгнан выходит из общности. этот конфликт можно назвать противопоставлением уединения, одиночества и светскости, общественного, социального. слово "монах" (от греч. μονος (monos) — один), так как основной принцип жизни монаха - одиночество.

скажем, такое когнитивное противоречие может возникать не только в религиозном смысле, у военных часто возникает внутренний конфликт между своем собственным я и чувством долга. это выражается как в нежелании иерархически подчиняться выше стоящему лицу, так и в более глобальном смысле - нежелании принадлежать отныне некоей системе, общности в виде государственного образования или ментальной структуре, той традиционной прослойке, которая в данном случае отождествляется с родиной, говоря проще - желание уйти в самоволку. у ученого есть принцип интеллектуальной измены. сгладить все эти серьезные противоречия невозможно, время от времени они встают остро, в виде моментального выбора, и как человек поступает в такой ситуации зависит от его тренировки, обучения до этого, его непосредственной практики. 

раскрывая тему дальше могу сказать, что когнитивные противоречия могут быть и в форме сексуальных, в общности семья, когда муж предан своей семье, своим детям и жене, но видит вокруг больше женщин которые красивее и привлекательнее. 

разделение на материальное и духовное обычно свойственно дуалистическим идеологиям. в глобальном смысле сюда же относятся понятия добро и зло, нирвана и сансара, материя и дух, истина и невежество, и так далее. в самых радикальных интерпретациях деление идет дальше на женское и мужское, китайский инь и янь. в случае умеренного отношения, ни один из двух полюсов не демонизируется и не сакрализуется соответственно, и они предстают как сбалансированные части единого целого, где важно поддерживать баланс между ними, и именно в нарушении баланса кроется искажение. 

эти дуальности обычно в обществе всегда жестко иерархически распределяются и стуктурируются. например, в индийском брахманизме этот дуализм переходит к крайнюю степень интенсивности. так брахман (жрец) попадает в высшую социальную категорию - высшую касту, люди профессий военных, светских правителей, ремесленников, торговцев иерархически отбраковываются в более низкие касты. все материальное в брахманизме пренебрежительно умаляется в значении. брахманы (жрецы) при этом, в ряде случаев, принимают денежные поощрения (вклады), но обычно это происходит не просто так в личном формате, сколько в форме благодарности за совершенный ритуал, вознаграждение за вклад в общность, а ритуал опять же может совершать только посвященный, инициированный человек. если же жрец нарушает постановление и отдает предпочтение материальному в ущерб духовному, то обычно следует наказание. даже если общество не реагирует пропорционально ситуации, то нарушение остается на совести того, кто его сделал.

нарушающие обеты и постановления попадают в самую притесняемую социальную группу, вплоть до наказаний в форме трибуналов и религиозных судов, если в случае их нарушений общных принципов кто-то пострадал.

все конгнитивные противоречия такого рода, которые нарушаются из меркантильных или же кратковременных эмоциональных послаблений, обычно происходят по причине ослабления волевого и умственного контроля. все мировозренческие и идеологические принципы данной дихотомии связаны со сложным психофизической миром человека, где выбор как глобальный так и более узкий, бывает весьма болезненен и не прост.

по этой простой причине дихотомия сакральное и профанное, или духовное и материальное, имеет фундаментальное значение в любом обществе в любой отрезок времени, и обусловлена весьма конкретными причинами. хотя может очень сильно варьироваться и отличаться в изначальной формулировке. смягчить или нивелировать этот дуальный принцип невозможно.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью