Как уже и предположили авторы в предыдущих постах, упадок интереса
был связан с усилением церкви и новым расцветом духовности. Публичные изображения выдающихся деятелей, да и вообще людей, всё больше приравнивались к идолопоклонничеству, запрещено это не было, но в связи с новой системой взглядов уже не приветствовалось в обществе.
Но что особенно интересно, именно в это время, в 13-14 веках, в Западной Европе возрождается такая вещь как эффигии.
Эффигии - это надгробия с реалистичным скульптурным изображением покойного которые были популярны в эпоху античной цивилизации.
Они часто могли быть дополнены панно и рельефными основаниями, превращаясь в погребальные монументы, яркие образцы которых до сих пор можно увидеть в средневековых церквях Англии и Франции.
Таких монументов в основном удостаивались монархи, высокопоставленные чиновники, богатые женщины, рыцари и духовенство. Так же примечательно, что сами скульптуры были очень красочные и детализированные и могут являться богатым источником знаний об эволюции костюма, обмундирования и стиля того времени.
Сами же фигуры на надгробиях могли принимать самые разнообразные позы: преклонившими колени, лежащими на ложе в полный рост, стоящие или в виде бюстов.
Существует версия, что такое разнообразие эффигии было не случайным и как и многие образы в Средневековье, так же имело тайный смысл и рассказывало о жизни, заслугах и даже обстоятельствах смерти.
Вот несколько примет, отмеченных исследователями, на примере рыцарских надгробий:
- Скрещенные ноги указывали на участие в Крестовых походах
- Животные сидящие в ногах рыцаря символизировали причины смерти. Собака указывала на естественную смерть, а фигурка Льва на гибель в бою.
- Многое могли поведать и доспехи рыцаря. Полное боевое облачение говорило о том, что он был неоднократно участвовал и побеждал а рыцарских турнирах. Отсутствие же забрала и меч спрятанный в ножны, символизировали смерть полученную в бою. А вот ножны без меча, сапоги без шпор указывали на смерть в плену.
Однако, в последнее время, исследователи всё же отходят от этой теории и считается что это больше связано с модными тенденциями того периода.
Изображение самого умершего так же претерпело эволюцию, изначально они изображались без признаков смерти, чуть позже, особенно на севере, с закрытыми глазами, а с распространением эпидемии чумы появляется ещё более реалистичный образ с саваном и обнаженными костями.
Именно во времена средневековья искусство скульптурного надгробия достигает пика своего развития, рождая богатое разнообразие форм, декорации, и используемых материалов.
Примеры средневековых надгробий ь