Как должны выглядеть современные учебники в российских школах?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
6 ответов
Поделиться

В своем ответе ограничусь только учебниками истории и обществознания.

  1. Хороший школьный учебник - иллюстрированный учебник. Учебники, особенно учебники по истории, должны содержать карты, изображения основных памятников архитектуры, исторических лиц и т.д. Однако таких иллюстраций в учебниках быть не должно.

Школьный учебник не должен быть "полотном" текста, иначе он будет усыплять. Текст должен разбавляться не только иллюстрациями, но и выносками с интересными фактами, цитатами из документов и т.д.

  1. Кстати, о цитатах. В учебнике, что по истории, что по обществознанию, имеет смысл помещать достаточно активно, скорее всего в форме выносок, фрагменты из первоисточников для иллюстрации идей, изложенных в параграфе, и обсуждения на уроках.

  2. Очень важный пункт. История России обязательно должна быть вписана в контекст общемировой истории. Серьезно, многие выпускники не знают о том, что Вторая мировая война началась в 1939 году, а закончилась не 9 мая. Я уже не говорю про то, что в головах вообще нет системы соответствий по принципу: "время правления Ивана Грозного соответствует периоду Возрождения в Италии" или "время правления Александра II и отмена крепостного права соответствует периоду Гражданской войны в США и отмене рабства". Как будто это происходило не в разных странах, а в разных вселенных. Сюда же можно добавить и такие темы как отношения Новгорода и Ганзы и т.д., которым уделяется неоправданно мало внимания.

  3. Учебники должны стараться показывать материал критически и объективно. Недопустимо превращать уроки истории в "патриотическое воспитание", "взращивание духовности" и проч. Недопустимо "отбеливание" истории по принципу "настоящие патриоты во всем видят что-то хорошее". Такие феномены как сталинские репрессии должны рассматриваться и обсуждаться в старших классах подробно, с опорой на документы. Советско-финская война, советская оккупация Польши - все эти темы тоже часть нашей истории, которые нужно изучать.

  4. История должна быть не только историей правителей и военных походов, но и историей людей в целом. Сейчас наш курс истории строится, в основном, по принципу: "Сначала был Николай I, потом был Александр II, потом был Александр III и т.д. и т.п." Если мы хотим научить школьников запоминать имена и цифры - это отличный план. Если мы хотим сформировать общее понимание истории, то историю нужно рассказывать не с перспективы отдельных правителей и институций, их решений и т.д., а с точки зрения более широких социальных процессов. Жизнь простых людей в различные эпохи, личные документы - всё это необходимая часть нормально учебника истории.

  5. История России не началась с крещения Руси. Странный идеологический конструкт "Россия началась с принятия христианства" совершенно неуместен в современном учебнике.

  6. Атласы и, возможно, контурные карты необходимы на уроках истории.

  7. Обществознание просто не должно существовать. Обществознание - это мутант, порождённый абсолютнейшим перекосом в нашей школьной системе в сторону естественных наук и математики. Преподавать в 10-11 классе "обществознание" - это всё равно что в старшей школе преподавать "природоведение". Необходимы отдельные предметы: "Политика и право", "Экономика", "Философия" и учебники по ним. В конечном счете, для гражданина важнее знать, как работает государство и функционирует экономика, чем как решать кубическое уравнение. Решать кубические уравнения можно научиться в ВУЗе или ССУЗе.

  8. Учебники по дисциплинам, входящим в состав "обществознания", должны быть практически ориентированы. Нужно разбирать те аспекты экономики и политики, которые имеют непосредственное приложение в повседневной жизни, и показывать эти приложения. На занятиях по экономике нужно разобраться, как работает банковская система, что такое налоги, как формируется государственный бюджет, как связаны инфляция и безработица, как формируется рыночная стоимость, что такое свободный рынок и почему он важен и т.д. На занятиях по праву нужно объяснять, что такое право, как выстроена правовая система в России, как функционируют суды, адвокаты и т.д. На занятиях по философии - знакомить с логикой, теорией аргументации, развивать навыки самостоятельного критического мышления.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
46
-4

По поводу 5 пункта. Банально не хватает школьных часов на историю. Обучать в таком формате удобнее, так как учащимся будет легче запомнить хронологию правления и события, связанные с данным временным промежутком. 
 "Если мы хотим научить школьников запоминать имена и цифры - это отличный план." - Может в ЕГЭ внесли изменения, но когда я сдавал историю, то там большинство вопросов было построено по принципу "Событие - дата". Если цель натаскать школьников на успешную сдачу экзамена, то данная система вполне оправдана.

0
Ответить

Абсолютно согласен по поводу обществознания! Хотя дисциплина существовала ещё в совковые времена ("Обществоведение"), не могу понять, почему её заставляют преподавать учителей истории. В зависимости от класса и учебника, это может означать всё - от краткого курса экономики до уголовного кодекса и краткого курса философии. Я, помнится, иногда вообще импровизировал, когда не знал, что преподать на день грядущий 10-ому "лицейскому" классу. Как-то отпечатал статью из Вики про родственные связи, и штудировал) А для подготовки к экзаменам иногда такой материал, что историк может не знать, да и вовсе не обязан.

+3
Ответить

По поводу того, что учителей истории и обществознания нужно разделить - да, да, да, и ещё раз да! Справедливости ради, это не предел. Я знаю реальный случай, когда учитель немецкого преподавал в школе литературу и русский язык, а учитель английского языка - историю и обществознание. Об уровне такого преподавания русской литературы, истории и обществознания можете догадаться сами.

+3
Ответить
Ещё 3 комментария

Да наглядной иллюстрацией может служить давнишний скетч из, прости Господи, "Аншлага", где физрук преподаёт географию ("Где находится КанадА?").  Дело в том, что так оно, на практике и будет... Но ещё до этого, замечательный детский писатель Виктор Драгунский написал рассказ "Тиха украинская ночь...", где географичка пытается вести литературу)))

+1
Ответить

Интересные у вас учебнике были. Где вас так учили?

-1
Ответить
  • где взять столько часов на подробное разжевывание исторической эпохи через призму жизни обычных людей? Тем более учебник не "резиновый", есть нормы САН ПИН
  • количество иллюстраций и выносок с источниками достаточно исходя из количество материала
  • С обществознанием также, где взять столько времени на отдельное изучение философии, экономики, права?
  • Автор говорит о том, что необходимо изучать следующие темы:" что такое налоги, как строится бюджет", НО все эти темы есть в учебнике
    такое ощущение, что человек не держал учебники обществознания
0
Ответить
Прокомментировать

IMHO, они вообще никак не должны выглядеть. Ну то есть их физически быть не должно!

Оффтоп: только тот, кто был классным руководителем, знает, какой это адский ад - когда чайлды сдают и получают новые учебники!

Пора наладить массовый выпуск (на государственном уровне) читалок aka букридеров. И туда закачивать всю необходимую информацию. Ничего сложного в этой технике нет; с обычной читалкой справятся все в возрасте от 5 до 85 и т.д.  Подробнее я писал об этом здесь, в своём ЖЖ: Некоторые идеи... Школы

Предчувствую изрядное количество минусов, поскольку там же постарался обосновать необходимость введения школьной формы. Ну да ладно)

19
-3

На самом деле, крутая идея. Но знаете, учусь в  школе с IT направлением. Два года назад обещали электронные учебники (приезжали из Москвы чиновники). Прошло два года, печатные издания до сих пор (не в самом лучшем качестве). -_-

+2
Ответить

Да это всё понятно) Печатное лобби не дремлет. Да и чтобы прогресс в Россию-матушку пришёл с опережением большинства развитых стран - нонсенс. В каких-то странах Азии уже к этому пришли (кажется, на Тайване). Но конечно, надо подождать, чтобы стало правилом в Западной Европе и США. И ещё пару лет будут раздаваться истерические крики о том, что печатанная на бумаге книга - наше всё, наша духовность и т.д.

+4
Ответить
Прокомментировать

Поддержу предыдущих ораторов относительно крайне удобного и рационального электронного формата учебников, более того, следовало бы в корне "отреформировать" нынешнюю систему образования в технологическом векторе - это создание единой информационной базы школы, где в одном месте были бы собраны все учебники по обязательному перечню (с возможной "функцией" читать учебник не только по той программе, по которой ведется преподавание), дополнительная литература, комментарии к различным параграфам и главам непосредственно от учителей, а также какие-либо авторские эссе или статьи от педагогов. Эта школьная база могла бы быть одной из составляющих "сот" огромного информационного "улья", который бы связывал все школы воедино, переходя затем и на уровень высшего образования с более расширенным функционалом. Отдельный респект был бы, если бы это все еще проинтегрировать с электронным журналом и еще одной дополнительной платформой, где были бы размещены различные тесты/задания/упражнения, групповой чат с преподавателями и разные "фишки" для самообразования, вроде онлайн-лекций, прямых эфиров и огромным количеством ссылок на полезные ресурсы и т.д.
Но я немного отвлеклась :) Если же говорить непосредственно о содержании самих учебных материалов, то главные проблемы современных учебников должны быть ликвидированы, а именно: 1) "Вода", разлитая по страницам текстов (особенно это касается программы обществоведческого цикла, где конкретной информации по теме днем с огнем не сыщешь), 2) Несколько сепарированная система изучения различных дисциплин, где ученик только классу к 9-11 начинает учиться выстраивать метапредметные связи и находит параллели между всеми этими ранее раздробленными предметами, которые он непонятно зачем вообще, получается, учил, если все оказалось связано да и вообще по-другому устроено 3) Косный, сухой и местами "спотыкающийся" язык многих учебников, когда ученик, читая книгу откровенно зевает, а значит теряется мотивация к познанию и вообще "лучше бы в компуктер поиграл", а значит становится невыносимо скучно, а значит вытекает проблема "непонятно зачем я это все учил" из предыдущего пункта
4) Идеологический окрас некоторых учебников (часто этим грешат учебники по истории и тому же обществознанию). Здесь добавить особо нечего, подмена понятий и трактовка событий в более выгодном контексте просто недопустима в образовательном процессе.
5) Направленность учебников на "впихнуть как можно больше информации", вместо научить смотреть вглубь проблемы и разбирать ее с разных сторон. Образование должно образовывать, т.е. создавать человека, помогать человеку познавать мир, расширять горизонты и границы возможностей, описывать жизнь, объяснять ее процессы и механизмы, показывать жизнь в разных проекциях, на разных уровнях и в разных парадигмах, вдохновлять на новые свершения, в конце концов,  а не вызывать желание застрелиться от количества информационных потоков, половина которых это все та же "вода" из первого пункта.
6) Отдельный бич, касающийся учебников по литературе - это ВСЕГДА соглашающаяся с автором позиция, что рубит на корню любые зачатки критического мышления у человека и наличие, собственно, своего мнения, что в свою очередь приводит либо к вечной неуверенности в себе и ведомости, либо к отторжению литературы как предмета, а затем и литературы как таковой

Вот, собственно, с корректировкой всех этих недостатков, примерно так я бы описала идеальный по содержанию и форме учебник будущего :)

12
-8
Прокомментировать

Замечательный вопрос! Учебники, в первую очередь, должны быть едины. Если геометрия Атанасяна и физика Перышкина знакомы почти каждому, то единого учебника, например, по истории, до сих пор нет. Сказывается то, что мы недалеко отошли от того, что история России именовалась историей СССР. Но это же затрудняет подготовку к тем самым ЕГЭ. В одном учебнике написано то, что (грубо говоря) Сталин хороший, в другом - плохой, первый отрицает нормандскую теорию, второй - считает эту теорию базовой. Какой учебник считать верным? Ведь в кодификаторе темы только обозначены...

И немножечко обидно за то, что учебники для школьников не очень удобны в плане переноски. Стандартный ежедневный набор в 6-7 учебников (эквивалентны количеству уроков) вкупе со всеми тетрадками достаточно тяжел для школьника, и никакие ортоспинки не спасут положения. 

Вариант с электронной читалкой здесь почти панацея, а уж планшет есть почти у каждого. Собственно, учебники многие тоже есть в электронном виде. Осталось детям внушить то, что планшетку стоит беречь.

1
-2
Прокомментировать

Должны быть электронными. А содержание не должно быть скучный и топорным.                                                                                                                                .

1
-2
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью