Фелиция Вольская
август 2017.
42442

Какие отличия между католиками, православными и протестантами?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
12
7 ответов
Поделиться

Вкратце:

1) Католическая церковь признаёт примат (первенство) Папы над всеми верующими в т.ч. епископатом. Папа Римский считается наместником Бога на Земле и в специальных случаях (т.н.ex cathedra) слова Папы-слова Бога. То есть формально говоря Папа может изменять любое положение вероучения.

Православная церковь считает, что такими правами никто не обладает, даже Патриарх (сугубо административная должность одного из епископов) может ошибаться и заблуждаться. Главные вопросы в Православии рассматриваются соборами (собраниями) епископов т.е. коллегиально.

В протестантизме нет вообще какого-либо главы Церкви, но в каждой деноминации свои проволочки, конечно.

2) Католическая церковь считает, что Святой Дух (3е лицо Троицы) исходит не только от Отца (как считают православные), но и от Сына (т.н. "филиокве").

Протестанты, как я понимаю, не заворачиваются.

3) Католическая церковь полагает, что посредством непорочного зачатия (т.е. без участия земного мужчины, а посредством особенного соединения женщины и Святого Духа) был рожден не только Сын Божий Иисус Христос, но и его мать (Богородица). Так же католики учат, что Богородица не умерла, а была взята на небо не только духовно, но и телом. Православные отрицают такое сверхпочитание Богородицы.

Протестантизм вообще против какого-либо почитания кого угодно кроме Бога, т.е.Богородицы, святых.

Это вкратце, есть ещё множество мелких особенностей, но они вытекают из этих и не так принципиальны. Тем более сам протестантизм очень неоднороден.

Рекомендую книжечку по данной теме священника Валентина Васечко "Сравнительное богословие". Она небольшая, но не тенденциозная и есть в открытом доступе. Впрочем, если нужно уточнить, то могу в комментах, т.е. это мой профиль.

23
-4

Очень хорошо! Спасибо.

А уместен ли вопрос не совсем по теме?

Мартин Лютер является единоличным "главой", духовным лидером и оформителем Реформации и протестантизма, или же были другие лица? Была ли среди них оппозиция Мартину Лютеру? Если да, то чем они отличались в корне от оного?

0
Ответить

Догмат о непорочном зачатии девы Марии совсем не об этом.
Католики тоже знают о её родителях Анне и Иоакиме.
Данный догмат говорит о том, что Марию не коснулся первородный грех.
Многие ошибаются из-за неправильного перевода на русский латинских слов.

Папа тоже ошибается и заблуждается, примеров в истории масса, также он и не безгрешен, опять многие не так понимают из-за перевода.
Ex cathebra используется ну крайне редко и не было ни единого случая что бы папа сказал чисто от себя что-то, это работа того ж самого синода и папы, он же просто утверждает его официально для всей церкви как её видимое лицо.

Первенство над всеми верующими тоже не понятно что именно значит, это льготы или что?
Власть конечно есть, но мне вроде и в других церквях не дадут провести пасхальную службу, созвать собор, увольнять или назначать кого-то и.т.д.
А так один из титулов Servus servorum Dei , слага слаг божих

+3
Ответить

То есть формально говоря Папа может изменять любое положение вероучения.

Папа не может менять вероучение. Папа не может противоречить уже существующим догматам - в таком случае он автоматически перестаёт быть Папой, т.к. становится еретиком. Представьте себе для наглядности, что Папа заявил бы (с соблюдением условий экскатедральности), что Бога нет. Это что стало бы новым догматом? Нет, он бы в ту же секунду автоматически перестал быть Папой.

0
Ответить
Ещё 10 комментариев

Другое дело, что механизм смещения Папы-еретика (покусившегося изменять ранее принятые догматы) отсутствует, не выработан. До сих пор как-то случая не было. Надеюсь, никогда и не понадобится.

-1
Ответить

На Папском престоле был даже пират,о какой справедливости вы смеете говорить,когда ваша церковь оплот греха и разврата?!Вот одним предложением вся мысль Лютера,церковь коронует хоть Гитлера.

-1
Ответить

3) Католическая церковь полагает, что посредством непорочного зачатия (т.е. без участия земного мужчины, а посредством особенного соединения женщины и Святого Духа) был рожден не только Сын Божий Иисус Христос, но и его мать (Богородица). Так же католики учат, что Богородица не умерла, а была взята на небо не только духовно, но и телом. Православные отрицают такое сверхпочитание Богородицы.

Здесь тоже всё неправильно. Богородица была зачата и рождена самым обычным способом, догмат ВООБЩЕ не об этом.

0
Ответить

Разъясните, пожалуйста, догмат о непорочном зачатии Девы Марии

0
Ответить

Разъясните, пожалуйста, догмат о непорочном зачатии Девы Марии

Алексей, извините, а м.б. Вы откроете тему? В смысле, зададите отдельный вопрос по этой теме. Думаю, вопрос мог бы быть интересен ещё кому-то. Здесь народу много, найдутся ещё интересующиеся.

0
Ответить

Если не хотите отдельный вопрос - отвечу здесь, но таки задайте его, пожалуйста :)

0
Ответить

Разъясните, пожалуйста, догмат о непорочном зачатии Девы Марии

Догмат о том, что Мария изначально, от зачатия была очищена от последствий первородного греха. Т.е. была в таком же состоянии, что Ева до грехопадения.

Вот это место в ККЦ: 

http://krotov.info/acts/20/2vatican/0484.html

491Благословенная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха.

Эта "сияющая и совершенно уникальная святость", которой Она "одарена с первого мига Своего зачатия", целиком дана ей Христом: Она "искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына". Более, чем какое бы то ни был сотворенное существо, Отец благословил Ее "во Христе всяким духовным благословением в небесах" (Еф 1,3). Он избрал Ее "прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви".

492Восточные отцы Церкви называют Богоматерь "Всесвятою" (Панагия), они поклоняются Ей как "от всякой скверны греха предохраненной, как бы образованной Духом Святым и созданной как новое творение". По благодати Божией, Мария осталась чиста от всякого личного греха на протяжении всей Своей жизни.

0
Ответить

Вот тема на католическом форуме, там критика и обсуждение догмата, цитаты и ссылки:

catholichurch.ru/index.php/topic/2303-критика-догмата-о-непорочном-зачатии-девы-мари/pagep131584hlнепорочноеfromsearch1#entry131584

"Критика догмата о непорочном зачатии Девы Марии"

0
Ответить

Ещё:

"Первородный грех и святость в контексте мариологических догматов"

catholichurch.ru/index.php/topic/2674-первородный-грех-и-святость-в-контексте-мариол/pagehlнепорочное

"Византийская мариология"

catholichurch.ru/index.php/topic/1563-византийская-мариология/pagehlнепорочное

0
Ответить

Всё же буду Вам благодарен, если Вы сделаете это отдельным вопросом.

0
Ответить
Прокомментировать

У католиков есть единый глава - наместник Бога на земле , 7 мистерий , полуязыческие культы (типа культа Девы Марии , культа Сердца Иисуса ) ,  целибат(отказ от отношений) всего духовенства. 

у православных нет единого главы , у них 7 таинств , большое влияния языческой(платонизм) философии , целибат только у высших членов духовенства. 

у исторических протестантов ( лютеране и англикане высоких церквей ) есть тоже самое что и у православных кроме целибата и влияния платонизма , но при этом основная именно их философия появилась уже после 1500-х . 

у других протестантов нет главы , только два таинства , нет философии и с точки зрения католиков,исторических протестантов и православных так такового духовенства вообще. 

А вообще движений в христианстве больше чем эти три и если подробно всё то кроме этого можно сказать что 

Католики имеют много обрядов , немного философских течений и они стремятся именно что быть кафоличными(вселенскими) имеют раскол в виде старокатоликов и сект 

Православные имеют несколько течений среди них есть внутрицерковное-мистическое исихазм (но он только для монахов либо с разрешения) а также старообрядчество(раскол) . Западный обряд в православии был создан на основе англикансокого патриархом Тихоном ( в своё время православие , старокатолицизм и англиканство пытались стать одной конфессией )

Протестанты делятся на : 

Англикан - это по-веручению католики без папы или католики древней Англии , они были оторваны от католицизма Генрихом 8 и являются лоном для появления некоторых протестантских движений , у некоторых англикан есть женское священство и гей священство

Девиз Лютеранства можно назвать таким : Всё что не запрещено - разрешено и действительно за всю историю именно лютеране выдвигали самые дерзкие идеи порой даже становясь атеистами ( во времена нац Германии и Веймарской республике большинство были именно из таких лютеран) , большинство лютеран одобряют ЛГБТ и женское священство 

У кальвинистов же всё наоборот : всё что не разрешено - запрещено , в кальвинизме особо чтится благочестие и безгреховность и именно Кальвин первый в новое время выдвинул идею , что только вот праведные , в данном случае , кальвинисты попадут в рай . Из кальвинизма вышли реформаты и пресвитерианцы их отличие главное только в том , что у пресвитерианцев есть слабый ,но институт священства 

У конгрегационалистов история начинается с Кромвеля и его индепендентов , недовольные институтами церкви некоторые пресвитерианцы решили сделать так : одна община - одна церковь , а так они обычные кальвинисты только очень вольнолюбивые 

Баптисты вышли из англикан , их главная идея , что крещение должно быть осознано и быть рождением свыше у них в догматике есть два лагеря : кальвинисты опять-таки и арминианцы , арминианцы верят , что верой спасаешься . 

Квакеры вышли также из англикан , их основатель (который был психопатом) Джордж Фокс который ввёл вместо молитв медитации , а вместо церквей здания со шпилем , из них выделилась секта шейкеров , нынешние квакеры очень либеральны и считают Библию сборником водительств Бога ( знаков свыше) 

Методисты вышли из англикан и их главная идея это помогать, также среди афроамериканцев США они являются одними из главных церквей , да это они поют и хлопаю в ладоши , из них вышла секта Армия Спасения

Меннониты,Амишы или Анабаптисты - они являются перекрещенцами и ретроградами , живут старым укладом. 

Адвентисты - вышли из среды баптизма , имеют два направления рефоматское и седьмого дня , также они доктринально младоземельные креационисты и несколько раз напоролись с концом света.

Молокане , духоборы - выходцы из старообрядчества де-факто протестанты 

Древневосточные православные церкви : 

Армянская Апостольская Церковь это наиболее консервативная из этих церквей они верят что Иисус это БогиЧеловек (единое такое) .

Коптская православная церковь наиболее из них либеральная имеет несколько вероучений , например северианства которое ближе даже к православию -  они топят за единство христиан , кроме них есть ещё несколько древних церквей , но они не отличаются . 

Древневосточные церкви 

Ассирийская церковь востока и её раскол древнеассирийская церковь востока - они появились раньше всех и были основаны апостолом Фомой , в своё время взяли в себя несторианцев и их главное отличие в том , что у них Иисус это Бог и всё ! 

псевдохристиане и универсалисты 

Унитарии консервативные (социане, христадельфиане) верят в то , что Иисус не Бог , но в принципе они его очень уважают. 

Унитарии-универсалисты верят , что все религии равны и их задача объединить их всех под началом строгого монотеизма христиан - самые либеральные из христиан . 

Свидетели Иеговы верят в то что , Иисус это архангел Михаил и они являются скорее иудеями - выходцы их адвентизма .

Мормоны , вышли из баптизма , основаны Джозефом Смитом - верят в то что Троица это три Бога . Имеют много расколов , основной центр в США , Юта

Харизматы,пятидесятники,неохаризматы вышли из баптизма отличаются эпелептичными службами 

Остальные движения или совсем мелкие или вымершие

18
-8

В православии целибат не у высшего духовенства, а у монахов. По традиции епископами становятся только монахи, однако, если не ошибаюсь, монашество не является обязательным требованием для рукоположения.

+1
Ответить

вообще высшее духовенство - все монахи , понятно что у низших есть тоже монахи , но суть не важна в данном случае

-1
Ответить

Множество епископов на Кипре в Греции, Палестине и т. д. в прошлом были семьянинами. У них есть даже понятие, как не дочь священника, а дочь епископа, к примеру. Когда священник решается стать епископом, на это должна дать согласие его семья (если дети еще несовершеннолетние, а супруга жива; когда священник становится епископом его супруга должна так же уйти в монастырь, то есть это воля всей семьи, а не одного человека).
Вы строите представление о православии исходя из русского православия, которое к слову тоже плохо знаете (у нас такая тенденция поголовных целибатников в высшем духовенстве произошла относительно недавно). Очевидно, вы так разбираетесь и в "своей" религии. =)

0
Ответить

Что-то вы насобирали всего и в кучу)) особенно про англосаксонские течения...

+3
Ответить
Ещё 8 комментариев

Спасибо! А можно конкретнее указать, в чём заключается "полуязычество" и "язычество", влияние оного в православии и католицизме? Заранее спасибо!

0
Ответить

Ответ вам написал культурологический маргинал, который сам полуязычник в силу своего недоиндуизма.
В христианстве, как и в исламе, как и в самом современном иудаизме (да и в древнееврейской религии тоже) есть элементы языческих культов. Было бы странно, если бы они отсутствовали. Человечество, а вместе с ним и его религия, развиваются не в вакууме. Эти элементы всего-лишь традиционная оболочка, которая наслаивается на догматику.
Все цепляются к слову "язычество" (к слову, это церковный термин; в науке все-таки используется слово "политэизм"; германо-скандинавская религия, кельтская религия, славянская религия, античная религия и т. д.), я, как религиовед, лучше бы это назвал культурными этнографическими и фольклорными элементами, которые верующие люди превносят в локальные свои церкви. Церковь этому не припятствует по причине того, что уважает культуру всех народов.

Элементы языеских культов (то, о чем наш недоундуист даже не додумается, т к идеологически ангажирован):
- Курение благовоний. Было это задолго до того, как христианство вообще возникло, так же было задолго до того, как возникла древнееврейская религия. Само действие имеет в себе аниместические предпосылки сознания человека.
- Бубенчики на кадиле в ортодоксальном христианстве (у католиков встречается сегодня редко, но тоже встречается). В античном мировоззрении, особенно у римлян, считалось, что все звенящее и трещящее отгоняет злых духов. По этому в средиземноморье и в латинской америке популярны ударные инструменты как трещетки, маракасы и т. д. Если же вернуться к римлянам, то на одежде легионеров (на ножнах мечей, на сигмах когорт и т. д.) вешали всякие бубенчики и колокольчики, что бы при марше легиона все звенело. Это перешло в современное христианство.
- Календарь христиан фактически создан на основании языческого римского календаря, древнееврейский календарь не используется. Празднование основных 12 праздников христианства (особенно Рождество и Пасха) адаптированы в этот самый календарь.

Все это элементы язычества, которые христианство не отрицает, а на оборот признает. Это делает культуру христианства богаче и разнообразнее. Кроме того, христиане имеют право называть себя наследниками не только древнееврейской монотеистической религии, но и античного европейского мира.  В этом нет ничего плохого, как в том как совок становится культурологическим маргиналом и меняет золото на ржавчину.

0
Ответить

В католицизме вот собственно весьма неортодоксальные культы типа культа Девы Марии (это чисто поклонение женскому началу , иногда даже само христианство затмевает) , культы сердец Иисуса и Марии и прочие - это язычество . В конечном счёте они не особо еретические , хоть и дают больше вреда на самом деле , но благодаря им неевропейцы приняли католицизм , то есть тут просто скорее просто влияние на бывших язычников. также у католиков есть статуи , что может приводить к искажению образа , ну тот же крест сбоку выглядит как палка . Потом собственно гуруизм - всё таки Папа может решением своим хоть-что сделать доктринальным. Ну и весьма запутывающий догмат фелиокве , ну в своё время всё таки было распространено в католицизме мнение , что в раю можно наблюдать за адскими муками грешников . 

В православии же весьма была такая сильная школа платоников и даже частично пифагорейцев , в православии (да и вообще во всех восточных некатолических церквях) Бог даже более духовная сущность , в православии нет прям такого всемогущего Бога , но при этом в православии весьма есть интересное учение исихазм и оно заключается , что т к Троица это три ипостаси то она словно такой небольшой оркестр и с неё снисходят энергии , а с Бога-Отца фаворский свет (именно он светил до создания Солнца если брать буквализм) , в православии намного меньше уделяется внимания Библии как слову Бога , (даже некоторые иерархи по этому поводу очень переживали) т к например Иоанн Златоуст сам говорил , что лишний буквализм не нужен . В результате такого "отторжения" мира очень много людей впадало в ереси и из-за этого на одном из соборов просто запретили идеализм(греческий) и Платона объявили еретиком- но осадочек то остался . Также для православия в принципе характерен плюрализм (есть много святых , которые вообще еретики по вере были , например Константин Великий - арианин). И также православие в принципе не считает , что вот кто не православный праведник идёт в ад , даже не христиане могут быть в раю - что для вообще авраамизма непонятно. Если посмотреть на старообрядцев , то у них будет явно циклическая концепция времени - явно у них это не с потолка. Ну и доказательство этому то - что бывают на украшениях иконостаса , там где бывают ворота иногда изображены Сократ и Аристотель !

-3
Ответить

Очень интересно.
Прошу простить меня за возможную неучтивость, но там, где Вы указали на языческие веяния, про кои я  был задан вопрос, у человека непросвещённого в истории как науке, вопросы таки останутся, так как непонятно, что языческого в почитании Девы Марии. 

Впрочем, я полагаю, Вы имели в виду, что почтению женского начала и самому ему не уделяется столько внимания в иудаизме и Ветхом Завете, сколько в католичестве, что позволяет охарактеризовать культы Марии как продолжение культов Природы-Матери, Иштаар, Астарты и так далее. Я правильно понимаю?

0
Ответить

ну понимаете , если мы утверждаем , что дева Мария была и сама зачатана непорочно - то у неё не будет первородного греха , а значит и у её сына не было первородного греха , а значит он ничего толком не искупил . 

Вообще почитания мужского начала в иудаизме появились уже во времена после Иисуса , во времена каббалы. Ну даже не продолжение , а скорее заменители этих культов - многие латиноамериканцы скорее богородицепоклонники , чем христиане

-1
Ответить

Понимаю. Спасибо за ответ.

0
Ответить

Платонизм в православии считается ересью. Его обличил еще Епифаний Кипрский.

0
Ответить

"В православии же весьма была такая сильная школа платоников и даже  частично пифагорейцев , в православии (да и вообще во всех восточных  некатолических церквях) Бог даже более духовная сущность , в православии  нет прям такого всемогущего Бога" - что за ахинею я только что прочитал?

0
Ответить
Прокомментировать

различий на самом деле очень много, и в первую очередь мы будем говорить не о вопросах обряда (восточный и западный обряд), а о главном - догматике. Важный момент, приведший, по-сути к расколу, это филиокве, то есть приписка к символу веры о том, что Святой дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Христа, которую не признают православные, далее, догмат о безгрешности Богородицы, который так же не признан в православии, и, наконец, самое интересное, но наименее значимое - в католицизме Папа Римский всегда прав (если, конечно, воспользуется таким правом, хоть в истории абсотная правота Папы Римского была провозглашена только один раз) но эта догма принята много позже после великого раскола 1054 года, и для православных глава церкви - Христос, он всегда прав и никогда в своей жизни не ошибался и не заблуждался, но, конечно, такой догмат не освобождает Папу Римского от грехов и покаяния, но повторюсь, если Папа провозгласит, то его решение обязательно и непогрешимо, хоть это и было один раз, в 1950 году. Для жизни рядового верующего основное отличие, что для католика грех это в большей степени поступок, а доя православного - своеобразная духовная болезнь, соответственно, католицизм более четкая и формальная религия, а православие - более духовная и психологическая, хотя, скажу прямо, эти различия (о которых я упомянул последними), не так существенны и общего в плане духовной жизни между религиями больше, чем кажется, камнем же преткновения является догматика

Андрей Шевченкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

Каким образом, даже теоретически, возможно было объединение последователей Мартина Лютера и католичества, если они (были) столь враждебными течениями?

Есть еще теологические различия. Например в вопросах предопределения.

Ранние протестанты чрезвычайно большое внимание уделяли концепции первородного греха и его влияния на спасение. Здесь они часто весьма буквально понимали идеи блаженного Августина. 

В восточном богословии предопределения практически никакого не было. В "Сумме теологии" Фома Аквинский (практически создатель современного католического богословия) цитирует одного из восточных отцов церкви, а именно Иоанна Дамаскина, который говорил о том, что человек полностью свободен в своем выборе добра и зла а бог просто знает об этом выборе, да и то исключительно потому, что существует вне времени. По мнению же самого Фомы, бог изначально предопределил всех людей к спасению, но некоторые из них по своему злонравию противятся его воле и потому идут в ад.

А вот в протестантизме сразу все стало сложно. Уже Лютер описывает человека как существо совершенно не способное самостоятельно противостоять злу из-за первородного греха, который радикально испортил человеческую природу. Его испорченная природа несет его ко злу, к Сатане, и единственая надежда человека - бог, к которому тот припадает с просьбой о спасении. И тогда бог помогает человеку, буквально вытаскивая за волосы из трясины греха. Эта доктрина получила название "Оправдание верой".

Кальвинисты пошли еще дальше, сформулировав доктрину "двойного предопределения": все люди в результате грехопадения предопределены к тому, чтобы пойти в ад, но бог, исклительно по собственному милосердию и по непонятным для людей резонам, некторых из них предопределяет ко спасению. При чем впервые эта доктрина была сформулирована уже после смерти Кальвина в ходе работы синода в Дордрехте, в Нидерландах именно как ответ на ересь арминиан (основателя звали Якоб Арминий), которые утверждали прямо противоположное: все верующие безусловно предопределены к спасению богом (т.е. все христиане автоматически попадают в рай).

И вот получаетс, что бог Фомы Аквинского и бог Лютера - это в общем-то немного разные боги по сути своей. Так что не очень понятно, как им объединяться.

2
0
Прокомментировать

Если не стесняться пользоваться поиском, можно найти очень подробные ответы)

  • Почему есть разделение христиан: thequestion.ru

  • Чем католики отличаются от протестантов: thequestion.ru

  • В чём отличия греко-католиков от православных и от католиков латинского обряда: thequestion.ru

  • Почему старокатолики ближе к лютеранам, чем к католикам: thequestion.ru

  • Чем англикане отличаются от католиков: thequestion.ru

  • Почему многие христиане негативно относятся к протестантам: thequestion.ru

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-1
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью