Через сколько лет телевидение в традиционном смысле исчезнет?

1890
1
0
14 августа
20:36
август
2015

Дискуссии о будущем той или иной технологии коммуникации идут со времен Древнего мира. В известной притче Платона про изобретателя алфавита и фараона уже можно найти гипотезу о том, что новые формы "посредника" между источником информации и получателем информации представляют из себя опасность для предыдущих - и, рано или поздно, "это убьет то" (кинематограф убьет театр, интернет - газеты, youtube - телевидение и так далее).

Можно заметить, что носители приходят, обновляются, предлагают все более совершенные условия коммуникации - но "старые" остаются, занимая свои ниши и оставаясь с нами столетиями. Бумажная книга, безусловно, много потеряла с точки зрения рыночной доли в бизнесе коммуникаций с момента появления цифровых носителей, но пока даже в отдаленной перспективе не просматривается окончательный отказ от этой формы хранения и распространения информации.

Между тем, когда мы говорим о современных медиа (примерно, начиная с эпохи радио) в холодные логические рассуждения начинают вмешиваться другие факторы, прежде всего сложная совокупность эмоционального отношения к действующим и доминирующим носителям. Мы не можем анализировать самих себя - а любой современный медиум держится прежде всего на отношении к нему потребителей, т.е. нас самих - используя методы паталогоанатомии.

Телевидение 2015 года - это давно не то же самое телевидение, которое формировало нынешние поколения медиа-потребителей. С конца 1990-х меняются технологии вещания, резко увеличивается количественное предложение (в сотни раз и по числу каналов, и по объему контента), возникают различные формы интерактивности.

"Золотой век телевидения" - это как раз период ДО начала 2000-х, когда у "зомбоящика" практически не было альтернативы. Нынешнее вещание и его форматы (включая пропагандистские и насилующие сознание) - результат эволюции ТВ как раз под давлением конкуренции, как раз под атакой со стороны альтернативных методов коммуникации.

Изменение телевидения началось - и уже никогда не остановится - в тот момент, когда появилась возможность смотреть его не в реальном времени; фактически, с момента, когда стали доступны бытовые видеомагнитофоны. Категорически последовательный, привязанный к времени вещательный нарратив оказался разорванным в угоду меняющемуся поведению потребителя.

Возвращаясь к мысли о том, что мы не можем оставить в стороне наши эмоции, когда анализируем будущее телевидения: для того, чтобы пережить вызовы цифровой эпохи, современное телевидение, что "плохое" (пропагандистское, манипулятивное), что "хорошее" (качественное, общественное) прибегло к главному инструменту аудио-визуальной коммуникации - к содержанию были добавлены все более нарастающие эмоции. Человек формирует свое отношение к контенту прежде всего через эмоциональную реакцию (что, в частности, находит подтверждение даже на уровне биохимии мозга), и по мере "погружения" в ту или иную эмоцию все больше начинает зависеть от ее источника.

В некотором смысле, это напоминает наркотическую зависимость - когда постоянно требуется поддержание или наращивание дозы наркотика, чтобы избегать "ломки".

Именно это нравится и не нравится нам в современном телевидении - повышенная, даже невротическая эмоциональность; стремление донести до нас "напряженность", "конфликт", "трагедию" (при том, что это либо вообще выдумано, либо значительно преувеличено относительно реального веса). Для "зависимых" это - очередная доза "обезболивающего", для независимых - это истерический, невротический бред, который пытается найти щелочки нерационального в сознании, чтобы проникнуть туда и закрепиться.

Кстати, это характерно не только для российского телевидения - практически все вещатели мира вынуждены в той или иной мере обращаться к этим "механизмам" в борьбе за доли рынка, рекламные и подписные доходы, политический и социальный вес.

Закругляя ответ на исходный вопрос - "телевидение" перестанет быть таким, каким мы его ощущаем сегодня ровно в тот момент, когда исчерпает эту свою "технологию". Как показывает опыт более развитых обществ, возможности этого инструмента исчерпаемы; общество может находиться в невротическом состоянии 5-6 лет, после чего ему становится необходима разрядка, возвращение в материальную реальность из навязанного мира "высоких эмоций" и постоянно растущей дозы.

22
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта