Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему до сих пор не существует космических кораблей, использующих ядерные двигатели?

ТехнологииФизика+2
Динозавр
  · 36,6 K
Инженер машиностроения. Владелец микробизнеса.  · 13 июл 2021

Понимаете ли…
Дело в том, что на настоящий момент люди знают только один достаточно эффективный принцип создания движения в космосе… это реактивный метод. Если упрощенно, то это создание движения посредством отталкивания себя от чего-то. Примерно тоже самое вы делаете, когда плывете в воде. Вы отталкиваете от себя воду и сами отталкиваетесь от воды. Так вы создаете движение. 
Давайте рассмотрим подробней, как человек плывет в воде:

  1. Когда вы плывете, то ваше тело - это двигатель.

  2. Оно, тело-двигатель, работает на биохимической энергии запасенной вашим организмом.

  3. Вода вокруг вас - это рабочее тело. Она вам нужна для того, чтобы от нее отталкиваться. Чем сильнее вы толкнете воду, тем большую скорость вы ей придадите, и тем большую скорость получите сами. Но затратите на это и больше биохимической энергии.

Теперь переносим этот пример в открытый космос:

  1. В космосе для создания движения используется реактивный двигатель. Это конструкция, которая предназначена для отталкивания от себя газов.

  2. Энергия в космосе - это либо энергия сжигаемого химического топлива, либо гипотетический ядерный источник энергии, или, даже, аннигиляционный источник энергии.

  3. И самое интересное.. рабочее тело! В космосе нет ничего, что можно использовать как внешнее рабочее тело. Водорода в космосе слишком мало, чтобы его использовать как рабочее тело. Вот тут то и есть засада. Рабочее тело в космос нужно брать с собой. И от того, сколько мы сможем взять этого рабочего тела, будет зависеть то, насколько много мы сможем пролететь.

Таким образом, при современном уровне технологий, ядерный источник энергии в космосе принципиально не улучшает ситуацию по созданию движения. Ведь главным ограничением для движения в космосе является рабочее тело. Как только у вас закончилось рабочее тело, то-о-о… все. Вы ничего больше не можете сделать. У вас может быть полно энергии в ядерном реакторе, но ни тонны рабочего тела. И вы не сможете ни ускориться, ни затормозить, ни изменить направление движение. Только двигаться по инерции сотни, тысячи и десятки тысяч лет.

Это если упрощенно.

Более полную информацию можно найти в интернете, или в учебниках физики. Ее по данному вопросу много.

И плюсы/минусы химического и ядерного источников энергии в космосе:

Плюс химического реактивного двигателя:

  1. В химическом двигателе источник энергии и рабочее тело это одно и то же вещество. Мы сжигаем топливо, при сгорании оно расширяется, и мы тут же выбрасываем продукты горения из сопла двигателя, отталкиваясь от них. Получается, что с химическим двигателем мы берем с собой необходимый минимум массы.

  2. Технология очень хорошо отработана, и довольно безопасна.

А что же с двигателем на ядерном источнике энергии?

  1. В плюсы такому двигателю можно записать возможность сильнее разогнать рабочее тело. А чем сильнее вы оттолкнетесь от рабочего тела, тем большую скорость вы получите. Да, вам придется затратить больше энергии на более сильный разгон рабочего тела, но в ядерном реакторе энергии много.

  2. Так же к плюсам можно отнести то, что рабочее тело можно будет выбрать в некоторых пределах. Например, можно взять в качестве рабочего тела воду, метан, водород. Более того, эти вещества в виде льда или жидкости теоретически можно будет найти и в космосе. Не исключено, что можно будет в одном двигателе использовать разные вещества как рабочее тело.

Дальше, пожалуй, пойдут только минусы:

Технология совершенно не отработана. Поэтому она опасна, и потенциально "грязная". Радиоактивная! Для создания мощного реактора для космоса нужно придумать множество технических и технологических решений. 

  1. Даже создание сопла химического реактивного ракетного двигателя это серьезная задача. Современные материалы перегреваются, плавятся, не выдерживают нагрузок и т.д. А у ядерного двигателя предполагаются еще  бОльшие температуры и нагрузки. Подходящих материалов пока нет.

  2. Ядерный реактор, это, по сути, всего лишь источник тепла. И не просто тепла, а громадного количества тепла. Так на Земле атомные электростанции строят вблизи рек, или других крупных источников воды. Это нужно для охлаждения реакторов. Иначе не удастся обеспечить рабочий режим, реактор перегреется, расплавится.. и дальше мы знаем что происходит. Так вот, в космосе это станет большой проблемой. Охладить мощный реактор в космосе можно будет только за счет испарения рабочего тела. Другие способы охлаждения в космосе почти не работают. Можно еще посчитать будет ли эффективен для охлаждения радиатор, но это будет большая и тяжелая дополнительная конструкция, которую придется взять с собой, и которая сама не будет создавать движение.

  3. Также понадобится решить проблему защиты от радиации. Для этого придется вывести в космос с Земли еще много тяжелых материалов, которые будут предназначены ТОЛЬКО для радиационной защиты. Она тоже не будет создавать движение. А это расточительно.

  4. И так далее.

В итоге ядерный двигатель со всей необходимой инфраструктурой получится довольно большим и тяжелым. А такой двигатель имеет смысл создавать только для каких-то дальних перелетов. Но при этом ядерный двигатель будет не просто контролировать. 

Хуже того. Для разгона и торможения вспомогательной массы нам придется брать с собой больше рабочего тела.. На сколько больше, это нужно считать для конкретного космического корабля, и конкретной космической миссии. Тут нужно понимать, что масса рабочего тела (в случае химического двигателя это топливо) в современных ракетах-носителях составляет более 90%.

Вот такая история с двигателями на ядерном реакторе в космосе. 

Система управления малым производством от одного пользователя.Перейти на mypro24.ru
все есть и давно спутники на какой инергий пашут
Сусанна Казарян, США, Физик  · 31 июл 2017
Космических кораблей, использующих ядерные двигатели, действительно пока нет, но работы по их созданию интенсивно ведутся. Начались эти работы с 50-х годов во времена космической гонки между СССР и США. После успехов лунных миссий «Аполло» в начале 70-х годов, когда американцы разъезжали по лунным кратерам на вездеходе, СССР не выдержал и вышел из гонки. Американцы к... Читать далее
1 эксперт согласен
но ведь исходного топлива при распаде- урана /плутония- расходуется совсем немного и его запаса при космических... Читать дальше
Интересно всё обо всём. Не самая плохая эрудиция. Образование среднее техническое...  · 18 авг 2021

Если совсем кратко - боятся испытывать. ЯРД подразумевает вывод на орбиту, по сути АЭС. Это сотни-тысячи килограмм радиоактивных материалов. В случае аварии при запуске, Чернобыль и Фукусима покажутся нам легкими неприятностями.

Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c43498395753900ac66852d  · 16 мар 2020
Основная характеристика реактивного двигателя - скорость истечения рабочего тела. Для химических двигателей она составляет километры в секунду. Если рабочее тело греть при помощи ядерного реактора, то можно получить несколько большие скорости, что позволит съэкономить рабочее тело. Немного. Но тут нужно представлять себе следующие соотношения: чтобы обеспечить... Читать далее

Вот когда отделишь плазму от ядра, тогда и будет тебе изюминка для этого.

Океанолог, географ. Старший преподаватель Географического факультета МГУ имени М.В.Ломонос...  · 14 сент 2021
А что подразумевается под "космическим кораблем"? Это не совсем научный термин. Космические аппараты подразделяются на пилотируемые и непилотируемые и вот во второй категории довольно много спутников с ядерной энергетической установкой, СССР их стал запускать еще с начала 70-х. АМС тоже работают на них, например Пионеры и Вояджеры, уже покинувшие Солнечную систему
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии  · 1 авг 2017
Поскольку речь идет не о выработке электричества для бортового оборудования, а о реактивном двигателе, то ядерный реактор не дает (пока?) особых преимуществ. Ведь все равно надо отбросить назад "рабочее тело" (нечто, обладающее массой) и эту отбрасываемую массу возить с собой на борту. У хим. топлива сравнительно мала удельная энергия на килограмм массы, но его продукты... Читать далее
но ведь при реакции распада вырабатывается КУЧА энергии, помимо тепла и нужно лишь научиться управлять ею для... Читать дальше
Alikutza 72. Это год окончания средней школы. Занимаюсь термодинамикой и физикой...  · 10 янв 2021
Потому что этого не позволяют существующие физические законы. Если Вы не владеете знаниями по расчетам силы тяги ракетных двигателей и основами расчетов реактивного движения, то объяснить Вам это будет затруднительно. Даже в самых слабых ракетных двигателях давление в камере сгорания равно десяткам килограмм на квадратный сантиметр. А плотность газов за критической... Читать далее

Дорого ,"создание таких ракет сегодня равнозначно стрелять из пушки по воробьям ",2)Радиационная безопасность Earth radiation safety ,3)Конструкторы должны будут в не близком будущем определиться на какой тяге осваивать дальний космос - на ЯРД-ах или на ТЯРД- ах (термоядерные ракетные двигатели).

Первый
К прочим ответам добавлю: Для вывода за пределы атмосферы они не годятся по понятным причинам, а в безвоздушном простанстве их использование ограничивает... отсутствие воздуха. Охлаждение объекта в космосе происходит только за счет ик-излучения, следовательно для охлаждения атомного реактора (если работает в паре с ионным двигателем, например) нужен радиатор с... Читать далее
а можно ли  использовать металл для охлаждения или отводить тепло по каким-нибудь каналам в космос или... Читать дальше
Александр, Харьков, программист  · 1 авг 2017
В действительности ядерные реакторы на космических аппаратах использовались. Один из них (Космос-954) даже привел к международному скандалу в 1978 году, когда, после аварии, его обломки рухнули в Канаде (малонаселенные области). Впрочем, это не единственное происшествие и не единственный тип аппарата с ядерным реактором. Подробнее можете почитать в той же википедии, не... Читать далее

Это не двигатели, а источники тока для бортового оборудования