В чём смысл портретной живописи Джузеппе Арчимбольдо?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Арчимбольдо внезапно переоткрыли в конце XIX века, после почти пятисот лет забвения – и с тех пор пытаются классифицировать то как маньериста, то как пантеиста, то как стихийного сюрреалиста, но скорее всего его случай немного проще.

Многое в искусстве родилось на пересечениях. Когда в восемнадцатом веке был одновременный культ классицизма и китайского фарфора, люди на картинах начали выглядеть как фарфоровые куклы на фоне античного пейзажа. Когда императора Августа провозгласили египетским фараоном, то есть возлюбленным Птаха и Нун и буквальным божеством на земле, появились гибридные статуи наполовину эллинистического и наполовину египетского манера.

Так вот, Арчимбольдо – это то, что получается на пересечении светского портрета и энциклопедистики.

Что в принципе логично – Арчимбольдо происходит из южной школы, и просто обязан был быть приобщен к возникшему в XIV-XV веках ажиотажу массового систематического натурализма. Это был именно тот период, когда европейские справочники стали делать максимальный акцент на точности фенотипа, и что по цепочке, транзитом через научную иллюстрацию, дало толчок к появлению натюрморта как самостоятельного (хотя пока еще маргинального) жанра.

Иными словами, люди начали рисовать предметы. Просто так. Потому что они красивые.

А что еще люди начали рисовать потому что они красивые? Правильно, портреты.

Натуралистический светский портрет как раз успел получить второе дыхание после средневекового перерыва, и насыщенность оного в художественной среде как раз достигла той точки кипения, на которой всякий, кого имеет смысл изображать, хочет себе не просто портрет, а портрет одновременно классический и оригинальный. Тем более Габсбурги.

Откуда конкретно возникла идея составлять портреты из предметов – мы уже никогда не узнаем. Лично мне импонирует мысль, что Арчимбольдо просто увидел по пути от Милана до Вены что-то такое, что навело его на подобную мысль. Это мог быть банальный крестьянский фестиваль, на котором могло фигурировать чучело с двумя помидорами вместо глаз – тут уже много не надо.

В конце концов, портреты Арчимбольдо не демонстрируют именно смысловой изощренности – их каламбуры не так чтобы многочисленны и не так чтобы замысловаты. Не в сравнении со средним уровнем своего времени, для которого двойной подтекст буквально каждого элемента был почти обязателен. Их сложность скорее именно в их энциклопедичности, множественности предметов и атрибутов, которая больше всего заметна на ботанических работах и в частности в "Весне".

Ну и собственно вот. В принципе, с такой предысторией, кратковременное забвение Арчимбольдо было неудивительным. Потом, в современной эпохе, недостатка в интерпретациях конечно же уже не было – тут сыграло следствие плюрализма самих аналитических методов – но все эти поздние интерпретации являются всего лишь результатами еще одного культурного пересечения, теперь уже двадцатого века: культа формального анализа с одной стороны и неутихающего интереса ко скрытому языку Возрождения – с другой.

Ну и, к тому же, они просто красивые.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
31
-1
Прокомментировать

Арчимбольдо  жил достойной и плодотворной жизнью при имперском дворе, создавая для императора и целого двора картины и другие произведения искусства, а также резные деревянные изделия по случаю турниров, соревнований, свадеб и коронаций, в особенности во время статовства эрцгерцога Карла Австрийского. Так вот серия "Времена года " с которой он прославился, потому что она очень понравилась императору шла в основном на подарки политическим союзникам и оппонентам. Иногда эти полу- портреты полу-натюрморты имели явное потретное сходство. Естественно их роль была несколько пародийной. В 16 веке - очень популярен голландский натюрморт , где вещи приобретают смысловое и философское звучание , в 17 веке он получит свое полноценное развитие. Но в 16 -м символика натбрморта еще затмевает его эстетическое значение. Если открыть словарь символов ,то почти каждый цветок , фрукт или животное имеет свое смысловое звучаеие. Поэтому Арчимбольдо совмещает два жанра - натюрморта и портрета, где его современники могли "прочитать" , то  как его воспринимает опонент. Иногда - это пародия , иногда - хвалебная песнь.

11
-1
Прокомментировать

Ключевой момент в том, что он предвосхитил сюрреализм, который заявил о себе несколько веков спустя. До этого были и другие сюрреалисты (например, Босх), но Арчимбольдо по-настоящему оригинален. Особенно мне нравятся его картины-перевертыши (смотришь с одной стороны - портрет, переворачиваешь вверх тормашками - картина с фруктами). Вот моя статья об этом художнике: https://paintingrussia.com/2017/03/11/archimboldo/

Екатерина Осиповичотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью