Как устроена кришнаитская община?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Как устроена кришнаитская община?

Правильнее говорить, конечно, гаудия-вайшнавы (бенгальские вайшнавы), а не кришнаиты. С точки зрения, религиоведческой и, тем более теологической, здесь наблюдается разница, хотя ее не ощущают люди, не знакомые с данной традицией. Но коль уж скоро привилось такое народно-бытовое название, то пусть.

Гаудия-вайшнавская общинность — понятие сравнительно молодое. Такие сообщества стали появляться примерно 500 лет назад, после того, как случилось возрождение древней традиции бхакти. Начало эпохи бурного возрождения связывают с беспрецедентной проповедью Шри Чайтаньи (1486-1534), которого называют самым милостивым воплощением Кришны, а также Золотым Аватаром Кришны.

Существует разница между общиной и ашрамом. Ашрам — это, в данном контексте, место, где живут ученики конкретного духовного учителя (гуру), постигающие духовную науку теоретически и практически, то есть в служении. Другое значение понятия «ашрам» — это уклад жизни, вехи, через которые проходит человек в своей сознательной жизни. Различают ведические ашрамы брахмачарьи (ученичества), грихастхи (семейной жизни), ванапрастхи (постепенного отхода от семейных обязанностей после вступления детей во взрослую жизнь) и санньясы (отреченного образа жизни, всецело посвященного духовной практике).

Жизнь общины — это куда более сложный духовно-нравственный и духовно-социальный институт, чем просто ашрам. Ашрамы как группы так или иначе входят в жизнь общины. Осью, вокруг которой вращается жизнь общины и всех входящих в нее социальных групп и ашрамов, становится действующий храм или духовный центр. Это вообще характерно для всех индуистских храмов, начиная с самой Индии, где в святых местах популярные святилища традиционно даже выполняют роль своеобразных градообразующих структур.

Фактически, понятие общины определяется наличием храма или духовного центра с алтарем. Духовная практика вайшнавов предполагает реализацию в человеке следующих важнейших принципов: нама-ручи (повторение, прославление и почитание святого имени Бога), которая может быть совместным (киртан, санкиртан) или индивидуальным и уединенным (джапа, бхаджан), джива-дойя (милосердие и сострадание к другим, включая всех живых существ), вайшнава-сева (служение другим верующим и, прежде всего, святым личностям). Шри Чайтанья особо выделял из всего обширного списка традиционных духовных методов также бхагават-шраван (слушание и повторение священного писания), матхур-васа (проживание в святом месте или воссоздание вокруг себя атмосферы святого места) и мурти-сева (поклонение Божеству — совместно или индивидуально). Иными словами, мурти-сева — это совместное служение Богу в условиях храма, лежащее в основе общинной жизни. Хотя почти в каждой вайшнавской семье есть свой домашний алтарь, особо престижным считается все равно приходить регулярно именно в храм, где можно ощутить себя слугой и гостем в доме главного хозяина, то есть Бога, в то время как у себя дома мы порой обязаны воспринимать именно себя хозяином положения.

Храм Кришны просыпается очень рано. Первое богослужение мангала-арати (то есть, благоприятное) начинается в 4.15 утра. За день тут проводится несколько богослужений, в ходе которых в алтаре совершается пуджа (церемония поднесения огня, цветов, воды и листьев священного дерева Туласи, а также экзотических яств), сопровождаемая пением под дробь глиняного барабана-мриданги и ритмичное постукивание бронзовыми тарелочками-караталами. Утром в храмах читают писание Шримад Бхагаватам, а вечером Бхагавад-гиту. Лекции по священным писаниям выглядят еще и как незатейливый урок санскрита, потому что каждый может продекламировать стих на этом языке. Сами лекции читаются на русском и на английском, если лектор индус. Как правило, многие вайшнавы хорошо понимают английский и охотно цитируют стихи и гимны на санскрите.

Жизнь общины просматривается в постоянном, непрекращающемся богослужении, в которое вовлекаются все прихожане и монашествующие. Если позволяют условия, в храме живут монахи (брахмачари, ванапрастхи) и пуджари (священнослужители), которые непосредственно служат Божествам (мурти, фигурам, олицетворяющие образ Бога) и обеспечивают хозяйственную жизнедеятельность храма.

Традиционно административное и хозяйственное управление храмом возлагается на маханта, или настоятеля. Со времен ачарьи-основателя Общества сознания Кришны А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896-1977), который стремился к тому, чтобы сделать сложную санскритскую терминологию максимально ясной для западного человека, стало расхожим, однако, более современное понятие — «президент храма». Поэтому, услышав такое непривычное сочетание, можно не удивляться.

Внешняя проповедническая, благотворительная и культурно-просветительская деятельность общины, а если точнее, то соответствующих групп вайшнавов, так или иначе направлена на благоденствие храма, хотя популяризация ведических духовно-нравственных ценностей в Обществе сознания Кришны всегда была также и независимым видом деятельности.

Храм вовлекает прихожан в организацию и проведение религиозных праздничных мероприятий — как общеиндуистских, так и внутрихрамовых. Участие в жизни храма выражается и в финансовой поддержке. Храм действует благодаря пожертвованиям прихожан и частных лиц, интересующихся этой древней философией и культурой.

В больших городах России есть многочисленные индийские общины. В Москве, по разным оценкам, количество индийцев достигает 15 тыс., и многие из них посещают храм Кришны. Это индийские бизнесмены, студенты, туристы, а иногда и государственные деятели, находящиеся в столице с официальными и неофициальными визитами. Так, недавно храм Кришны посетила парламентская делегация во главе со спикером Сумитрой Маходжан и депутатом Хемой Малини, знаменитой киноактрисой, известной россиянам по фильму «Зита и Гита» и другим. Для индийских прихожан выделен специально один день в неделю, в субботу, когда они организуют свои собственные духовные вечера с лекциями по священным писаниям на английском и хинди. После лекций они угощают всех острыми и сладкими блюдами настоящей индийской кухни. Индийцы принимают активное участие в проведении больших религиозных праздников.

Таким образом, вся жизнедеятельность происходит во взаимодействии священноначалия и прихожан, причем каждое звено этой иерархии, отличаясь друг от друга своим духовным статусом, обладает равными духовно-нравственными правами, поскольку выполняется общее дело, а высшим благополучателем в любом случае все равно оказывается Бог.

Жизнь общины вне храма продолжается также в малых группах духовного общения, которые называются нама-хаттами и бхакти-врикшами. В них прихожане общаются, получают начальное духовное образование, приобретают навыки духовной практики и т.д. Сохраняя свою самостоятельность, нама-хатты вносят, пожалуй, самый весомый добровольный вклад в подготовку и проведение праздников и фестивалей, которых очень много в праздничном вайшнавском календаре. Оставаясь осью вращения общины, храм не посягает на самостоятельность своих прихожан и их малых сообществ и не оказывает существенного влияния на их просветильские и образовательные планы. Такую практику взаимоотношений можно вполне назвать демонстрацией ведического принципа «единства в многообразии», который представляет собой одну из фундаментальных основ учения Шри Чайтаньи, а также созвучен старинному ведическому изречению васудхаива кутумбакам — «весь мир — одна семья».

Надо отметить, что аналогичным образом построены внутренние отношения и в вайшнавских сельхозобщинах, число которых растет с каждым годом. Меняются лишь декорации — с городских пейзажей на природный ландшафт, и усиливается интенсивность духовной практики.

11
0
Прокомментировать

Общины Международного Общества Сознания Кришны создаются вокруг местных храмов Кришны и возглавляются храмовыми наставниками, которые пользуются беспрекословным авторитетом.

Лиц, составляющих общину, можно разделить на категории:

непосвященные новоначальные,

общинники первой инициации (получившие индуистское имя),

общинники второй инициации (брамины, получившие личную мантру).

Женщины считаются существами второго порядка и прислуживают мужчинам.

Браки заключаются в крайних случаях. Они для тех, кто не в силах вести совершенный образ жизни. Подбираются супруги храмовым наставником. Интимные отношения только в целях деторождения.

Жена не имеет права прекословить мужу. Муж имеет право "воспитывать" жену побоями.

Детям даются культовые имена и с 5 лет на них возлагаются культовые нормы. При этом их стараются отправить в культовые детдома (которые известны скандалами с побоями и педофилией).

Олег Нагорныйотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
-5

Добрый день Олег! Скажите пожалуйста из каких источников вы взяли информацию что браки в вайшнавских общинах заключаются в крайних случаях и что мужья - вайшнавы могут воспитывать жен побоями?

0
Ответить
Прокомментировать

Женщин в соответствии с ведической культурой полагается уважать.  Не говоря уже об уважении к человеку, занимающемуся духовной практикой.

Ни о каких побоях, беспрокословном подчинении и прочей ерунде в отношении женщин или более младших адептов нет речи. Этой моделью отношений пользуются иногда фанатики каждой религии, оправдывая свои собственные извращенные желания и понимание. В некоторых мусульманских странах, например, есть ритуал женского обрезания (наподобие мужского в иудаизме). Но нигде в Коране вы не найдете ни слова об этом. Или в истории раннего христианства был период Инквизиции для охоты на ведьм, когда женщин клеймили ведьмами просто за необычную привлекательность. То есть фанатики есть в каждой религии, но по паршивым овцам все стадо не судят. 

Лично мне вайшнавская философия и культура многое дала.  Хотя и опыт общения с фанатиками оставил свой негативный отпечаток. Но я за свои 18 лет опыта общения с вайшнавами (кришнаитами) не жалею ни дня, прожитого в вайшнавской общине.

2
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью