Вопрос очень интересный и важный, поэтому я отвечу достаточно подробно, но максимально обобщённо. Однако мой ответ может противоречить официальной позиции психоаналитиков и психологов, но это не имеет никакого значения, потому что психоаналитик, в отличие от психолога, может себе позволить выходить за рамки того, что считается правильным ответом, - и это первое отличие психоанализа от науки.
Что такое психоанализ?
Психоанализ не является наукой и не имеет отношения к тому, что называется психологией. Психоанализ - это способ встраивания структуры языка анализанта в пространство его эмоционального опыта для достижения управляемости обезьяны вида Homo sapiens изнутри человеческого сознания. Условно говоря, психоанализ - это программное обеспечение, которое позволяет человеку, прошедшему психоанализ, нажимать воображаемые клавиши внутри сознания и получать соответствующие этим клавишам знаки на устройстве вывода. Причем важно именно соответствие в противовес отсутствию такого соответствия, которое порождает психические проблемы расхождения команд ввода и полученных результатов вывода. Иными словами, если перепутать кнопки калькулятора, то функция калькулятора будет нарушена. Психоанализ ставит кнопки на свои места или, где это невозможно, меняет само обозначение на поверхности кнопки, чтобы оно соответствовало своему содержанию.
Как работает психоанализ?
Психика человека состоит из двух пространств: эмоционально-чувственного и языкового. Эмоционально-чувственное пространство представляет собой различные сочетания агрессии и любви (негативного и позитивного) в многочисленных комбинациях, которые соответствуют определённым паттернам, сформированным в процессе взаимоотношений ребенка с объектами привязанности в раннем детстве. Эти многочисленные паттерны не имеют прямой связи со структурой языка, так как формируются преимущественно в довербальном периоде развития (1) или не называются в том возрасте, когда ребенок уже овладел речью (2).
Теория психоанализа позволяет дать интерпретацию этих неозначенных эмоционально-чувственных паттернов, связывая таким образом два пространства психики. Означивание паттернов должно быть проделано столько раз, сколько необходимо для того, чтобы критическая масса неозначенного опыта была репрезентирована в пространстве языка для обеспечения эффективной регуляции эмоционального состояния на уровне вербального сознания.
Означивание возможно лишь благодаря переносу и контрпереносу, так как психоаналитик может означивать только то, что испытывает сам. Иными словами психоаналитик переносит эмоционально-чувственное пространство анализанта в своё психическое пространство, затем он означивает (интерпретирует) это психическое пространство, соединяя его с языковой структурой внутри своей психики, а затем он передает это языковое пространство анализанту. Этот процесс называется интерпретацией переноса.
В результате интерпретации переноса анализант получает в своё распоряжение изготовленную специально для данного анализанта языковую структуру, которая осмысливается анализантом и через это осмысление приводится в соответствие с пространством эмоционально-чувственного опыта. В точках расхождения этих двух пространств в психике анализанта возникает сопротивление, которое посредством интерпретации позволяет довести новую структуру языка в психике анализанта до максимального соответствия с его эмоционально-чувственным опытом.
Когда новая интерпретация усваивается анализантом, у него случается так называемый инсайт - внезапное понимание большого участка эмоционально-чувственного опыта, что приводит к разрядке скопившегося психического напряжения из эмоционально-чувственного в языковое пространство, устанавливая баланс между двумя пространствами психики.
Соответствие теории психоанализа и истины не имеет никакого принципиального значения для эффективности психоанализа. Значение имеет лишь сам факт возможности связать два пространства психики таким образом, чтобы устранить дисбаланс психического напряжения. Разнообразие психоаналитических подходов объясняется не различными уровнями достоверности, а личным эмоционально-чувственным опытом аналитика. Та или иная теория, применяемая каждым конкретным аналитиком для интерпретации психического содержания анализанта, должна подходить прежде всего самому аналитику. Анализант идёт на перенос, что обуславливает потенциальную готовность анализанта к восприятию той теории, которую использует его аналитик.
Ещё раз подчеркну, что психоанализ не является наукой, потому что он не описывает реальность психического содержания. Психоаналитические интерпретации являются метафорами, которые указывают на соотношение элементов в психике анализанта. И даже в том случае, если эти метафоры вплотную приближаются к реальности, и более того, даже если эти метафоры вдруг окажутся реальностью, мы об этом никогда не узнаем, потому что из формы написания буквы А невозможно логически вывести звук "а".