Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

На ваш взгляд, насколько адекватна и справедлива система госфинансирования кино в России?

ИнтервьюАнтон долин
Julia Varshavskaya
  · 615
Кинокритик  · 25 июл 2017

Смотря что мы считаем адекватным и справедливым. Я бы не давал денег Андреасяну, а давал Бондарчуку. Кому-то покажется справедливым делать все наоборот. Ведь это все искусство, тут все оценочно. Лично мне не нравится, что Минкульт все время дает понять, что на какие-то темы снимать кино правильно, а на другие – нет. Эта ситуация заведомо проигрышная, потому что как только говорят, что надо снимать фильмы к юбилею Великой отечественной войны, у талантливого мастера, который, может быть, и хотел снимать про это, опускаются руки. Вылезает конъюнктурщик с готовым сценарием - и он получает грант, а не настоящий художник. Вот Андрей Звягинцев лет 12 носится с абсурдно звучащим проектом про древнерусского мученика и святого. Ни у кого на это денег нет, а ему хочется! А есть режиссеры, которым хочется то, что им сказал Минкульт. Они получают деньги и снимают фильмы, на которые народ не хочет ходить, ведь люди не идиоты и все чувствуют. Брать или не брать деньги от государства – вопрос условий. Если оно дает деньги и берет права цензора - это одно. Если оно дает тебе деньги как учреждению культуры - это другое. Строго говоря, государство эти деньги берет из наших налогов, нашей общей нефти, и должно брать на себя только функцию распределения.

Я думаю, что есть два выхода. Либо убрать преференции и давать понемногу денег всем, либо вообще прекратить давать деньги. Да, многим будет очень тяжело, но все халявщики отвалятся сразу. Перед коммерческим кино будет стоять задача зарабатыватать больше, чем тратить, а в случае неудачи признаться и уйти. Люди искусства всегда найдут деньги, причем негосударственные, потому как еще со времен Древней Греции люди не знают, какими деньгами оценивать искусство.

Комична ситуация, когда из трех русских фильмов, которые были отобраны на Каннский фестиваль, ни в одну не было вложено денег Минкульта или Фонда кино. С моей точки зрения, Минкульт должен гоняться за Звягинцевым и умолять его взять деньги: «Возьмите, вы защищаете нашу честь на главном кинофестивале мира. Делайте что хотите, но берите деньги, ведь мы поддерживаем кино в целом, а главного режиссера не поддерживаем». Так там должны говорить.