Каким образом Менделеев и др. ученые прошлого определяли какое количество протонов и электронов находится в атоме того или иного химического элемента?

17 июля
13:43
17 июля
15:54

Менделеев понятия не имел о количестве протонов в ядре и электронов в оболочках. О наличии ядра тогда тоже еще не знали. Но была известна масса атомов и молекул, что позволило расположить хим. элементы в порядке роста масс атома. А это почти точно соответствовало их расположению в порядке изменения числа протонов в ядре / заряда ядра / числа электронов в оболочках. Соответственно, удалось заметить периодичность в изменении хим. свойств (о квантовой механике, собственных числах атома и заполнении электронных оболочек никто, конечно, понятия не имел).

В паре случаев расположение в порядке роста масс не соответствовало расположению в порядке роста числа протонов и Менделеев просто волюнтаристски поменял соседние элементы в таблице местами.

Поскольку гипотеза о периодичности свойств и ее корреляции с массой атома оказалась продуктивной (позволила предсказать свойства и приблизительную массу еще не открытых элементов), ее признали, несмотря на незнание причин периодичности и нестопроцентность корреляции.

.

Факт существования положительно заряженного компактного массивного ядра был открыт Резерфордом при исследовании рассеяния альфа-частиц на тонкой металлической фольге. Массивные частицы легко выбивают электроны из атомов, не меняя своей траектории. Но изредка оказываются вблизи еще более массивного ядра, заряженного положительно (как и альфа-частицы) и тогда летят куда попало. В сходных опытах Чедвик, изучая углы рассеяния альфа-частиц на фольге, опрелелил примерный заряд ядер некоторых металлов. В единицах элементарного заряда, вычисленные заряды ядер оказались близки к номерам элементов в периодической таблице. Другой способ (рентгенографический, Мозли) связан с изучением спектра внутренних переходов электронов в атоме. И т. д.

Элементарный заряд (заряд электрона) первым определил Милликен, изучая ионизированные капельки масла в электрическом поле и без него. Наименьший из измеренных - это и есть заряд электрона, а другие ему кратны.

Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться