Илья Клишин
август 2017.
37119

Что происходило с жителями Западной Римской империи после 476 года?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
47
4 ответа
Поделиться

Во-первых, не совсем понятно, кого иметь в виду под жителями Западной Римской империи после 476 года. Если римские аристократические круги, то это одно дело: естественно, что они сохраняли и поддерживали, насколько это было возможно в атмосфере всеобъемлющего кризиса, свой культурный уровень. Но ведь какие-нибудь варварские племена, расселенные Константином и его преемниками на границах империи, - это тоже жители империи. Они как были дикарями, так часто ими и оставались. Во-вторых, что, собственно, произошло в 476 году? Пал марионеточный император Ромул Августул, ставленник своего отца, полководца Ореста. Казалось бы, Италия перешла под контроль варварского короля Одоакра, - так, да не так. В изгнании, в городе Салоне, жил в свое время свергнутый, но признанный Восточной Империей император Юлий Непот, которого Одоакр, по требованию Востока, признавал вплоть до 480 года. От лица императора Юлия Одоакром чеканились монеты. Даже со смертью Непота в 480 году эта имитация существования империи на Западе продолжалась: де-юре западные области подчинились восточному императору, многим варварским королям присылали разнообразные знаки отличия из Константинополя. Так что конкретно 476 год ни на что не повлиял - это был обычный год, со своими консулами, как и год до него, как и год после него. Каким-то водоразделом он служить не может, соответственно и начало одичания не должно быть отсчитываемо от этой даты.

Говоря об этом самом одичании, мы должны отметить, что его признаки проступили задолго до. Пытаясь охватить колоссальное наследие древности в виде самых разных областей знания, античная наука уже давно начинает стагнировать. На смену углубленным трудам приходят компиляции и конспекты разного качества и обширности. Если Александр Север обращался к историческим примерам для решения сложных задач современности, то через 150 лет император Валент требует от своего чиновника Евтропия сочинить занимательное изложение римской истории, чтобы было что почитать на досуге. Красноречие вырождается в составление все более и более лапидарных панегириков. В области права мнения выдающихся юристов прошлого превращаются в догму. Изобразительное искусство, сильно подорванное кризисом III века, в начале IV века приобретает новую направленность, в нем появляется символизм, который приводит к отказу от разнообразия визуальных средств и трансформируется в схематизм. Архитектура также хиреет: если при Константине еще строятся грандиозные сооружения, то уже его сын Констанций, посетив Рим, отговаривается от необходимости строить нечто грандиозное под тем предлогом, что прошлое все равно не превзойти. Падает и уровень образованности: если во II веке представители династии Антонинов занимаются науками и совершенствуются в искусствах, если император Септимий Север в начале III века занимается философией и пишет автобиографию, если Константин в начале IV века занимается самообразованием и оттачивает красноречие, то в череде узурпаторов все того же IV века фигурирует некто Ветранион, который, хотя и был представителем военной администрации, не отличался знаниями даже в области чтения и письма. К проблеме самоистощения и упадка присоединяется еще целый комплекс проблем внутреннего и внешнего характера, а также нашествие варваров, которых империя уже не могла сдерживать. Таким образом, одичание не случилось разом с падением марионеточного императора в 476 году. Оно уже шло и нарастало. Естественно, когда последних римлян, которые еще держались за какое-то наследие, захлестнула волна варварских нашествий, то им оставалось только одно: постепенно раствориться. Как было сказано выше, имитация чего-то поддерживалась еще очень долго. Сидоний Аполлинарий в V веке ведет жизнь светского интеллектуала, тогда же Макробий создает роскошное сочинение в духе описания просвещенных застольных бесед, в VI веке творят Боэций и Кассиодор. Даже через несколько веков после 476 года мы видим некий римский сенат, каких-то местных патрициев и все прочее, но это уже либо слабые отголоски, либо подражания. Кстати, в судьбе Боэция, одного из тех самых последних римлян, ярко отразилась общая тенденция: прекрасно образованный человек, крупный государственный деятель при короле Теодорихе, он, в конце концов, был оклеветан и казнен. В темнице он написал проникновенное «Утешение философией», - утешение в преддверии неизбежного конца. Интересное об истории Чем занимались в свободное время обычные люди без смартфонов?Что приблизительно могло ожидать Россию, если бы Александр не отменил крепостное право?Как можно учить историю, когда заранее знаешь, что факты могут быть поддельными?Узнать больше фактов

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Наверное, самым верным ответом будет: они и не стали.

Однако действительно, нам ведь приходится признать, что т.н. Тёмные Века в Западной Европе значительно уступают Античности по количеству культурных достижений. Попробую объяснить в общих чертах.

- Специфика демографии ЗРИ.

Проще говоря, в ней очень скоро стало больше варваров, чем римлян. Ещё при Диоклетиане эта проблема была очевидна, именно поэтому он ориентировался в первую очередь на Азию и Северную Африку. Запад постоянно находился под ударом волн Переселения Народов. Даже если пришельцев побеждали, процесс ассимиляции требовал времени и был едва начат к тому моменту, как Рим официально пал.

- Культурные центры за пределами ЗРИ

Рим никогда не был центром именно культуры. Имперским центром, центром власти, закона, военного искусства - да. Но никак не культуры, образованности или даже богословия. Всё это оставалось на долю Греции и Малой Азии. Большинство выдающихся авторов имперского периода - грекоязычны; именно греческий был языком науки, высокой поэзии и литературы, языком богословия. Центрами образованности были Афины, Александрия, позднее Константинополь - и ни один из этих центров в орбиту ЗРИ не попадал.

- Отсутствие ориентации на Восток Империи

При всём при этом ЗРИ как в политическом, так и в религиозном отношении была ориентирована на себя, полагая себя достаточным авторитетом и относясь к Востоку со смесью зависти и соперничества. Что, собственно, изрядно сузило область контактов и ширину кругозора тоже.

В итоге всего этого и получилось, что варварам, собственно, оказалось почти нечего противопоставить. Законы? Но римское законодательство в ЗРИ давно не действовало, да и ни к чему оно было захватчикам. Культуру? Но на тот момент латиноязычной живой культуры почти не было, она была грекоязычна. Религию? Попытались, но, не имея достаточно хорошей богословской школы, слишком скоро прогнулись под весьма примитивные представления и верования новообращённых. А большинство населения, в принципе, уже от захватчиков давно ничем не отличалось.

При этом нельзя сказать, что Тёмные Века - это совсем уж дичь и мрак. Более того, уважение к книжности, знание письменного слова в ту эпоху было в чём-то выше, чем, например, в эпоху Крестовых Походов.

Рождалась национальная поэзия, европейское богословие, независимое от восточных образцов, закладывался фундамент будущей европейской системы образования. Сохранялись и переписывались памятники античной литературы.

Да, живую связь с античностью люди утратили; но они создали свою культуру, которая ничем не хуже.

476 год (который, кстати, по принятому в то время летоисчислению от основания Рима, был другим) не был чем-то примечательным для населения Римской Империи в то время. Это много позже, в Новое Время в связи с развитием исторической науки, этому году стали придавать особое значение, однако считать, что именно в 476 году произошёл, как это подаётся в школьных учебниках, переход от "Античности" к Средневековью, нет никаких оснований. Формально Римская Империя продолжала существовать и после 476 года. Чтобы это понять, необходимо иметь в виду, что т.н. раздел Империи на Восточную и Западную в 395 году не носил характера образования отдельного государства и обретения независимости в современном юридическом значении этого слова. И до этого, по введённому ещё императором Диоклетианом принципу госуправления, Империя управлялась несколькими императорами ("кесарями"), каждый из который отвечал за поддержание порядка и оборону границ на определённой, ввереной его попечению, территории. В 395 году произошло очередное точно такое же распределение ведомственных полномочий. Согласно завещанию императора Феодосия, после его смерти управление империей перешло к двум его сыновьям: Гонорию на Западе, Аркадию на Востоке, хотя в реальности, вся власть находилась в руках временщиков, зачастую германского происхождения, поступавших на службу в Римскую Армию в массовом порядке и получавших, в случае успешного продвижения по службе, невиданные привилегия, богатства и должности наравне со старой римской знатью и боровшихся друг с другом. Один из таких вождей по имени Одоакр, в результате многолетних интриг и борьбы за власть, убил своего оппонента Ореста (тоже варвара) и отстранил от власти марионетку Ореста подростка Ромула (в насмешку прозванного "Августишкой", то есть, Августулом). Он всячески изъявлял лояльность не только римской культуре, государственному устройству, римской аристократии, но и восточному императору, которого он почтил как единственного императора и Востока, и Запада, которым отныне не нужны отдельные правители. Поэтому 476 год - это год не якобы "падения" Римской Империи, а год воссоединения обеих империй под скипетром Константинопольского Императора. Кстати, Одоакр отослал после свержения Ромула знаки императорского достоинства в Константинополь, что являлось подтверждением подчинённого положения. Сам Одоакр назначил себя управителем диоцеза "Италия" (диоцезы - наиболее крупные адм.-терр. единицы в Римской Империи). Кстати, и в отношении очень интересного вопроса об "оставлении" римлянами Британии, не всё так однозначно: Рим не предоставлял независимости этому острову в 410 году, точный год окончания римского господства, если рассуждать с позиций современного международного права, определить невозможно. Рим вывел с острова войска для защиты от варваров Италии, оставив жителей Британии на произвол судьбы. Рескрипт императора Гонория предоставил не независимость, а право жителям этой провинции на организацию обороны от варваров собственными силами, вполне возможно, в ожидании того момента, когда римские войска вернутся, но это так и не произошло. Надо иметь в виду, что в 5 веке уже началось смутное время, когда многие документы погибали в огнях сражений, происходило массовое уничтожение памятников культуры, поэтому много мы не знаем и не узнаем никогда. Поэтому историки до сих пор не находят ответ на вопросы, что происходило в той или иной местности, в тот или иной год и какую оценку давали этому событию его современники. Варваризация и деградация - это масштабный, растянутый во времени процесс, который начался ещё в 3 веке и усугубился в 5 и последующих веках. Но формально даже и варвары считали себя поддаными Империи, хотя некоторые не признавали власть императора и формально и даже добивались признания своей независимости. Римская Империя, которая, кстати, называлась Республикой продолжала существовать и далее, цивилизационный прогресс, достигнутый в римскую эпоху, стал эталоном для подражания правителям новых государств на территории бывшей Западной Империи, пусть это подражание никогда не сравнилось с оригиналом; традиция была настолько живой и сильной, что даже и варварские вожди пытались восстановить и поддержать её, так, франкский король Карл инициировал не только культурный расцвет, известный под названием "Каролинского Ренессанса", но и восстановление Западной Римской Империи, короновавшись в Риме в 800 году. В теории империя Карла и Восточная Империя были одним целым, оба императора назывались "братьями", в Западной Европе ходили в обращении восточноримские деньги и т.д.

Показать ещё 1 ответ
Ответить