Почему российские и советские поп-исполнители воровали зарубежные мелодии, просто меняя текст, а им ничего за это не было?
Потому что к Женевской конвенции СССР присоединился только в 1973 году. А присоединился он к ней, как предполагает Эллендея Проффер, чтобы преследовать западные издательства, публиковавшие опальных советских авторов.
Ну почему сразу "воровали"? Во всем мире популярные песни перепеваются на национальных языках. Так, мегахит One Way Ticket, известный у нас как "Синий-синий иней", в Японии звучал как "кои-но катамичи кипу". И никто никогда не пытался выдавать это за оригинальное произведение. Более того, сама эта песня стала суперхитом в исполнении Eruption в 1978 году уже в виде кавера – менее известный оригинал вышел в штатах еще в 1959 году. Так что это вполне нормальная практика. Другое дело, что в СССР за каверы не платили авторских отчислений – но это тогда было вполне законно (для произведений, опубликованных до 1973 года). Сегодня в России законы другие, поэтому правообладателям платят за всё.