Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
5 ответов
Поделиться

Под классической музыкой обычно подразумевают канон, состоящий из произведений и композиторских фигур, который, как обыкновенно говорят, "прошел проверку временем". Предполагается, что временная дистанция раскрывает истинную и непреходящую ценность произведения искусства. Однако это выражение, если мы позволим себе некоторую толику скептицизма и трезвомыслия, скорее означает, что некоторые произведения, с одной стороны, стали основой образовательных академических практик, с другой стороны, лежат в основании слушательских привычек и конвенций. Бетховен или Моцарт популярнее и «понятнее» современному среднестатистическому слушателю, чем Шёнберг или Булез не оттого, что они в своей музыке соприкоснулись с некоей единой общечеловеческой истиной, которая в виде особой благости сообщается слушателям, а оттого, что классическая музыка XVIII- начала XIX века вошла опосредованно в плоть и кровь современной популярной музыкальной культуры. Последняя по используемым ею структурам ближе к творениям старых известных мастеров, чем к современной академической музыке или некоторым отдельным, не столь известным и популярным ныне формам музыки прошлого, вроде до-барочной музыки Орландо Лассо или Иоанна Окегема.

Канон не есть что-то неизменное, это нарратив, история, которая постоянно творится и воспроизводится во взаимодействии многочисленных групп людей и отдельных персоналий - музыкантов, композиторов, преподавателей, слушателей, критиков. Он меняется - иногда практически неощутимо, иногда с очевидностью - в результате действия множества обстоятельств. То, что кажется глупостью, ошибкой, скукой или безвкусицей в одно время, оказывается источником жизнеспособных идей и вдохновения в другое. Композиторы, которые в свое время могли быть широко известными мастерами, впоследствии уступают место в коллективной памяти другим, менее известным. Сам канон — то, что необходимо изучать музыканту и что, предполагается, должен знать музыкальный энтузиаст — постоянно расширяется за счет новых имен. Скажем, по распространенному мнению среди экспертов, великие музыкальные новаторы первой половины XX-го столетия, вроде Шёнберга, Веберна и некоторых других, вполне уже заслужили свое место как композиторы-классики: без знания их музыки, их идей невозможно соориентироваться в современном положении дел в музыкальной сфере.

Иногда историки музыки или энтузиасты открывают для аудитории ранее неизвестную музыку старых композиторов, ранее пребывавшую в забвении. Один из самых выпуклых примеров такого рода - музыка Иоганна Себастьяна Баха, чуть ли не священной композиторской фигуре в современном каноне. В эпоху, когда творили его сыновья — сами замечательные композиторы,т.е. в середине XVIII века и далее, вплоть до первого исполнения баховских Страстей по Матвею в 1829 году, его музыка была известна в среде профессионалов (скажем, Моцарт, Бетховен и многие иные композиторы и пианисты воспитывались на его прелюдиях и фугах из ХТК), его оратории исполнялись в церквах, однако в целом не пользовалась популярностью среди широких кругов любителей музыки. Для них Бах-отец был старомоден и тяжеловесен, ведь тогда в моду вошел гармонически-гомофонный склад - сочетание выраженной мелодии и её аккомпанемента. Изощренный и виртуозный полифонизм баховских сочинений казался чем-то чрезмерным и даже скучным. Однако впоследствии, благодаря деятельности Баховского общества и влюбленных в сочинения Баха композиторов и музыкантов, благодаря изменению интеллектуального климата, музыка Иоганна Себастьяна Баха привлекала все больше и больше внимания, становилась все более и более исполняемой. Ныне его сочинения звучат в концертных зала и используются на медийных площадках столь часто, что многие из них стали чем-то вроде "классических шлягеров", т.е. музыки, которая по известности на слух способна потягаться с поп-музыкой.

Примеров изменения баланса сил или появления новых фигур в «неизменном» классическом каноне множество. Бесплодными кажутся попытки предсказать, как изменятся вкусы аудиотории, критиков, историков музыки, композиторов, ведь в будущем нас обыкновенно поджидает иное прошлое: новые представления, факты и их интерпретации, которые создаются и удерживаются в коллективной памяти постоянными усилиями историков, экспертов, энтузиастов и широкой аудитории. 

23
-1
Прокомментировать

На мой взгляд, классикой, в какой-то степени, уже можно назвать многих композиторов середины и конца XX века. Джон Леннон или Пол Маккартни, например, совершенно точно войдут в историю как создатели новой, сложной и мелодичной музыки, которая определила пути развития современных жанров. А если мы вспомним Чака Берри, Луи Армстронга, Би Би Кинга, то совершенно справедливо отнесём их к самым настоящим классикам. Но вот только к классикам чего?.. Безусловно, джаз, блюз, рок-н-ролл - это музыкальные жанры, которые сформировались, как это не удивительно, под влиянием самой настоящей академической музыки. Но во времена Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры или Рэя Чарльза люди, в большинстве своём, не понимали той музыки, которую создавали эти и многие другие музыканты. Это, кстати, сравнимо с отношением к нынешней электронной музыке или рэпу. Тогда казалось, что рок-н-ролл или просто рок-музыка - это какое-то непонятное бренчание на фоне истошного крика. Никто и не предполагал, что в наше время кто-то вообще вспомнит о "Johnny B. Good" или "What a wonderful world"! Думали, что увлечение будет, так сказать, мимолётным. :)

Я бы предположил, что в будущем к классической музыке будут относить Баха, Моцарта, Рахманинова, Чайковского, Шостаковича, а также Леннона, Нопфлера, Клэптона, Би Би Кинга, Фогетти, Армстронга и многих других композиторов, которые меняли направление музыки, придумывали новые жанры, приёмы и стили. 

Не стоит бояться дополнять классику. Музыка, как и человечество, постоянно развивается. А любое развитие предполагает наличие истоков.

8
0
Прокомментировать

Буду банален - она останется классической. Её так же будут слушать, она всё ещё будет актуальна и востребована. В этом вся суть, что сквозь время, некоторые вещи остаются неизменными.

6
-1

базару нет, мурка она и в африке мурка.

0
Ответить
Прокомментировать

Стоит начать с того, что классический - переводится как "образцовый", так что классическая музыка может быть и среди джазовых пьес и среди электронной музыки (Aphex Twin, например).

С образцовой музыкой будет тоже самое, что и с, например, образцовой архитектурой или живописью. Её будут копировать, дополнять и изменять.

Если же имелось ввиду академическая музыка, то композиторы и дальше будут искать новые созвучия, новые формы и темы, которые бы отражали современную действительность.

Нередки случаи использования современных музыкальных инструментов в творчестве академических композиторов таких, как А. Шнитке (его Requiem. Там используется электрогитара и ударная установка, особенно ярко проявляется в номере Credo).

Ну и на закуску я рекомендую послушать фьюжн-оперу "Алхимик" уральского композитора А. Кузьмина.

2
0
Прокомментировать

Классическая музыка еще долгое время будет являться таковой, как признанный эталон классики ушедших эпох. Мир и общество постоянно меняется, но история остается неизменной. Поэтому, несмотря на то, что музыкальная мода и направления в музыке будут постоянно меняться - классика останется классикой.

2
-2
Прокомментировать
Ответить