Как познать себя и понять, какой ты на самом деле?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Не могу дать желаемый Вам ответ на поставленный вопрос, но, как мне кажется, объяснение того, почему именно я не смогу дать ответа на поставленный вопрос частично может быть ответом на поставленный вопрос )))

Проблема неопределенности персональной идентичности - проблема модерна, а точнее той версии модерна в которой мы все живём (его называют постмодерн, поздний модерн и.д.). Одной из главных особенностей модерна как раз является поиск identity, попытка понять "кто я", которая проистекает из той новой социально-экономической ситуации, которая стала формироваться сначала на глобальном Западе, а потом стала постепенно распространяться на другие регионы мира. 

В традиционном обществе проблемы идентичности для подавляющего большинства населения не столо вообще: она определялась как правило фактом рождения в определенной страте (сословии, классе) и определенной семье. Грубо говоря: я родился в 13 веке где-нибудь во Фландрии в семье кузнеца. Кто я? Конечно же я кузнец! Отец мой был кузнецом, дед мой был кузнецом, дети мои и внуки мои были кузнецами. Вопроса "кто я?" для меня не стоит вообще. Тоже самое если бы я родился в дворянской/купеческой семье и т.д. Было конечно же некое социальное движение на границах страт (например, разбогатевший мельник мог купить фамильное дворянство или, как это часто бывало на Руси в кризизные годы, обедневший помещик мог записаться в холопское звание), но это были единичные случаи только подтверждавшие правило.

В новое время, в период модерна, границы сословий стали ломаться, появился капитализм, при котором люди стали массово перезжать в города в которых меняли идентичность, приобретая новые профессии и становясь новыми людьми. Появилось понятие "призвания". Макс Вебер, один из основателей современной социологии, много писал как про это самое призвание, например, одни из его самых известных работ по-русски называются "Наука как призвание и профессия" и "Политика как призвание и профессия" (в комментариях к русскому переводу обычно обращается внимание на то, что немецкое слово beruf означает и "призвание" и "профессия"). "Призвание" здесь можно понимать и как оправдание выбора новой деятельности. В самой знаменитой веберовской работе "Протестантская этика и дух капитализма" как раз делается ударение на одной  особенности протестансткой теологии, а именно - на том, что простестант постоянно  ищет своё призвание в боге. 

А вот при переходе к посмодерну образовалась новое видение реальности: границы персональной и профессиональной идентичности стали быстро размываться под влиянием очередной социальной и технологической революции. С одной стороны, окончательно стали рушиться традиционные социальные группы и человек стал окончательно предоставлен сам себе. Общество стало стремительно атомизироваться. С другой - человек приобрел невиданную прежде свободу действий. Например, если в 19 веке получение высшего образования было затруднительным для большинства населения в том числе западных стран и потому сам факт того, что имярек имеет диплом университета, гарантировал ему безбедное существование , семью дом и т.д., то в реальности послевоенного Запада высшее образование становится либо вообще бесплатным (в континентальной Европе), либо гораздо более дешевым (образовательные кредиты, льготы, система грантов в анлосаксонских странах). Высшее образование по словам Ульриха Бека становится все более необходимым и все менее достаточным для получения социального статуса в новой социально-экономической реальности. То есть , с одной стороны, теперь каждый может если не Гарвард закончить, то хотя бы какой-нибудь колледж. С другой - никакой Гарвард теперь уже не гарантирует вообще ничего. Теперь можно основать стартап и заработать миллиарды вообще без высшего образования (самый известный пример - Марк Цукерберг).

Кроме того, классическое "призвание" не работает теперь в том числе и потому, что профессии могут исчезать и появляться очень быстро. Это делает ответ на вопрос "кто я?" затруднительным. Типа: я вообще-то айтишник, но занимаюсь управлением проектами (не только в IT), а ещё немного играю на скрипке и балалайке и умею писать "продающиеся тексты". Как в известном советском фильме "Мимино":

  • Ты лётчик?

  • Лётчик, лётчик... Хотя вообще-то я эндокринолог... 

То есть, к чему "я всё это врала": к огромному сожалению, проблема выбора - Ваша личная проблема и никто на самом деле Вам с этим выбором не поможет. Понятно, что ситуация неопределенности персональной идентичности создала целую идустрию "поиска себя" от психологии и бизнес-тренингов до различных "духовных практик". Но Вам следует понимать, что индустрия эта лишь использует дискомфорт огромного числа индивидов, мечущихся в посках решения в ситуации, когда "иногда необходимо очень быстро бежать для того, чтобы просто стоять на месте" и создает все новые и новые маркетинговые стратегии для того, чтобы продать Вам технологию, продать "способ решения проблемы", который в принципе не может быть никакой "волшебной таблеткой". 

И потому все советы здесь надо делить на 10...

4
-2
Прокомментировать

Есть вариант просто собирать любые ответы на вопрос "Кто я?". Есть позиция, что вопрос не бессмысленный, где-то есть настоящая версия вас и ее можно найти. Есть позиция, что вы это условность, описание того, что происходит в вашей жизни, т.е. чтобы ответить на вопрос "Кто я?" достаточно посмотреть, чем вы сейчас занимаетесь. Сидите в Интернете? Я - человек, который сидит в Интернете. Идете на остановку? Я хожу на остановку. Думаете, кто я? Я разыскиваю настоящую себя. Выбирайте любой вариант, здесь нет правильного ответа. Ответ на вопрос "Кто я?" ни к чему вас не обязывает, как и отсутствие ответа. Вы можете сегодня любить котиков, а завтра любить расчлененку; сегодня быть уверенной, кто вы, а завтра сомневаться; считать себя музыкантом и писать сайты или снимать ролики для YouTube и называть себя блоггером.

Иван Чистяковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью