Были ли аналоги инквизиции в истории России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
10 ответов
Поделиться

Коротко говоря, да, в дореволюционной России были свои аналоги инквизиции.

Можно вспомнить как минимум пару исследований на эту тему. Помимо упомнянутой книги А. С. Пругавина "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектанством" это как минимум две работы: Е. Ф. Грекулов "Православная инквизиция в России" и А. Г. Булгаков "Святая инквизиция в России до 1917 года". Грекулов в своей работе писал:

В России еретиков судили по «градскому» закону, но это — по словам историка Н. М. Карамзина — было лишь одной «пристойностью». Хотя православная церковь не располагала таким инквизиционным аппаратом, какой имела католическая церковь, но в борьбе с ересями, прикрывавшими, как и на Западе, движение против феодального гнета, она применяла настоящие инквизиционные методы расправы — розыск и допрос под пытками и другие способы «познания истины». Она вела часто весь судебный процесс, добиваясь угодного ей приговора и наказания. Православная церковь посылала на костры еретиков и ослушников собственной властью, светская же власть была лишь исполнительницей ее требований и приговоров. Один из основателей православной инквизиции Иосиф Волоцкий провозгласил, что царь, не желавший бороться против ересей, не слуга божий, а дьявол.

Свою инквизиторскую деятельность православная церковь осуществляла через судебные органы, находившиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и церкви — Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольнической и Новокрещенской конторами и др. В духовном приказе рассматривались дела о богохульстве, еретичестве, волшебстве, святотатстве. Дела против веры и церкви вело также организованное при Синоде в 1721 г. тиунское управление. Приказ духовных дел наблюдал за «чистотой» православия, расправлялся с раскольниками и еретиками. Приказ инквизиторских дел вел следствие по делам «интересным» и «безгласным». Он имел большой штат инквизиторов как в Москве, так и на местах; возглавлял его протоинквизитор, архимандрит московского Данилова монастыря Пафнутий. В распоряжении Приказа инквизиторских дел были свои подьячие, своя охрана и собственная тюрьма. Настоящим инквизиторским застенком являлась и Раскольническая контора, существовавшая до 1764 г. С организацией духовных консисторий (1744 г.) дела о религиозных преступлениях перешли в их ведение. Консистории производили розыск по делам против веры и церкви, сажали в свои тюрьмы обвиняемых, чинили над ними суд и расправу. Наиболее важные дела вел непосредственно Синод. Он применял такие же инквизиционные методы воздействия, как и другие церковные организации. Монастырские власти вели следствие над неугодными правительству и церкви людьми, держали их в жестоком тюремном заключении.

По настоянию церкви делами о преступлениях против церкви и религии занимались и светские следственные органы — Сыскной приказ, Тайная канцелярия, Преображенский приказ и др. Сюда поступали дела от церковных властей в тех случаях, когда в «изъяснение подлинной правды» требовалось подвергнуть обвиняемых пыткам. И здесь духовное ведомство продолжало наблюдать за ведением следствия, получало допросные листы и «экстракты». Оно ревниво оберегало свои судебные права, не допуская их умаления со стороны светских властей. Если светский суд не проявлял достаточной оперативности или отказывался пытать обвиняемых, посланных церковниками, те жаловались на ослушников светским властям. По настоянию духовных властей правительство неоднократно подтверждало, что местные власти обязаны по требованию епархиальных иерархов принимать направленных ими людей «для полного розыска».

Поэтому, как недавно сказал один коллега, ГУЛАГ стал не новым явлением, а прямым наследником дореволюционных монастырских тюрем. Только тюремщики сменили роль на заключённых.

Сегодня думать о подобном и осмысливать это может быть весьма неприятно, но таким было наше прошлое, и, чтобы двигаться дальше, нам нужно осознать собственные проблемы и научиться признавать и исправлять их, а не отрицать.

Станислав Панинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
23
0
Прокомментировать

С тех пор, как святой Иосиф Волоцкий обосновал необходимость казнить даже кающихся еретиков, у русской православной церкви руки по локоть в крови. Началось все с казней жидовствующих:

"Московский собор 1504 года прошел без участия нестяжателей, и на основании его решений (то есть решений церковного органа, а не светской власти, что с овсем уж ненормально) в декабре 1504 года были публично сожжены лидеры еретиков, а в январе 1505-го убита в заточении (бессудно) Елена Волошанка."

(Епископ Григорий Лурье, "Жития радикальных святых")

...продолжилось реками крови во время раскола со старообрядцами...

...и до самой революции, выбившей право на свободу совести, в монастырских тюрьмах продолжали сидеть узники. Например, парень в Архангельске стал помогать бедным, учить их грамоте и тп. Церкви это показалось подозрительным:

"Местная администрация, во главе с губернатором А. П. Энгельгардтом, также ничего не имела против Рахова и его деятельности. Но архангельское епархиальное начальство, очевидно, было на этот счет другого мнения, так как нашло необходимым возбудить ходатайство о ссылке и заключении Рахова в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Ходатайство это было немедленно уважено и в октябре месяце 1894 года в Архангельске получилось из Петербурга распоряжение об отправке Рахова в Суздальскую монастырскую тюрьму..."

(А. С. Пругавин, "Монастырские тюрьмы в борьбе с сектанством")

11
0
Прокомментировать

Конечно, есть! Православие, как и другие ветви христианства, ни капли не мирное и не доброе. 

Для начала, крещение Руси происходило насильственно и сопровождалось гибелью множества людей. Схваченных волхвов православные сжигали заживо.

Впоследствии власти совместно с РПЦ принялись за борьбу с еретиками и "колдовством". 

Например, святой РПЦ Иосиф Волоцкий в своих посланиях доказывал, что долг христианина - непременно пытать и убивать всех, кого он подозревает в ереси, и призывал власти предавать еретиков "лютым казням". При деятельном участии святого были, например, заживо сожжены сторонники ереси жидовствующих. 

На Руси сжигали заживо обычно в срубах. Аналогичным образом в следующем 17 веке казнили старообрядцев, в том числе знаменитого Аввакума  и его трех товарищей.  Позже сожгли поэта Кульмана с единомышленником. Сжигали еще за нарушение поста и т.п.

Также обвинение в ереси использовалось для политической борьбы. Например, Елена Волошанка и ее сын Дмитрий были обвинены в ереси и убиты в тюрьме. Великую княгиню Соломонию обвинили в колдовстве и насильно постригли за это. 

"Ведьм" и "колдунов" на Руси чаще всего топили в реке, а не сжигали. Хотя бывали исключения - во время эпидемии чумы  в 15 веке сожгли женщин, подозреваемых в том, что они вызвали чуму колдовством. 

Но в 18 веке с подачи Петра I-го ввели казнь на костре по западному обычаю. 

Кроме собственно казней,, бытовали другие наказания: битье кнутом, вырывание языка, ссылка, насильственное пострижение  и заключение в монастырские тюрьмы. Монахи и монахини славились особенно жестоким обращением с узниками, издевательствами и пытками, куда хуже светских тюремщиков, поэтому это считалось страшной карой. Расправы над ведьмами происходили вплоть до двадцатого века. Я помню, что уже в 1880 х в одной из  деревень заживо сожгли в срубе крестьянку ее же соседи, заподозрив в колдовстве. Последние случаи известных мне расправ- самый конец 19-го века. 

А вообще - это очень обширная тема, тут нужен труд профессионального историка.

20
-13

с подачи Петра 1 ввели сожжение на костре?? ничего не путаете?, требую пруф.

+1
Ответить

Конечно, не путаю. Прочитайте "Воинский артикул Петра I" от 1715 г.  Артикул первый: "Наказание  сожжения  есть   обыкновенная   казнь чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с  диаволом  обязательство  имеет".  Подходит вам сей пруф?

+1
Ответить
Ещё 4 комментария

М-да, печально. Ну ладно. Время такое.

0
Ответить

А ваш ответ мне как раз понравился. Я просто думал Петр первый не такой как эти все.

0
Ответить

Спасибо. Но Петр был именно "такой". Он в Европе насмотрелся на казни ведьм и решил, что в России маловато костров.

0
Ответить

Поверьте, первым в этом смысле он не был

0
Ответить

Конечно, перечисленное вами - вполне было и существовало на территории Руси и ближайшего зарубежья в средние века и до наложения моратория на смертную. казнь. В общем, в средневековье, проводя подобные наказания в исполнение, без ритуально-религиозного сопровождения было никак нельзя. Это было присуще и западным ветвям христианства, и языческим общинам и мусульманам и иудеям и всем-всем-всем прочим. Я, честно говоря, даже не могу вспомнить, что бы кого-то жгли на костре, или казнили иным образом, без вовлечения культа. Могли, конечно, лишить доступа священнослужителя к месту проведения казни, отказывая преступнику в последнем причастии, отпущении грехов или иному ритуалу или обряду. Могли не допустить к останкам, для справления погребальных ритуалов, но, это так или иначе - часть культуры религиозно-магического мышления. Конечно же, на Руси казнили. Казнили из религиозных, политических и иных соображений. Для истории человечества - в общем то вещь вполне обычная. Но касательно заданного вопроса - нет, массовых казней во имя веры, соизмеримых по масштабам средневековому католицизму на Руси не было.

0
Ответить
Прокомментировать

Во-первых, с самыми массовыми сожжениями - к протестантам.

Во-вторых, да, сжигали, да, еретиков и ведьм, да, регулярно. Другое дело, что еретиков были в сотни раз меньше ввиду низкого уровня образования как такового, и низкого уровня религиозной мысли (что,

4
0
Прокомментировать

По ряду причин, в России церковь уступила исполнение этих функций государству. Вот цитата из закона 1685 года "Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять."
Инквизицию в России пытался ввести Пётр Первый, но в отличии от европейской, она должна была надзирать за самими священослужителями, т.е. опять-таки работать не на церковь, а на государство.

6
-2
Прокомментировать
Читать ещё 5 ответов
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью