Roman Roman
июль 2017.
100

Как можно объяснить стремительное распространение протестантизма в некоторых преимущественно католических странах (Бразилия, Чили)?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Кризис католичества. После литургической реформы 1969 года многие католики посчитали своим долгом превратить Католическую Церковь в протестантскую (сейчас об этом прямо говорит правая рука Франциска кардинал Вальтер Каспер). Это в Церкви называется "духом Собора", несмотря на то, что Второй Ватиканский Собор ясно говорит о сути и форме Святой Мессы, об использовании латинского языка и григорианского хорала, о церковной музыке. К сожалению, очень часто священникам и епископам этот мифический дух важнее реальных соборных документов и Писания.

Протестантизация привела к кризису призваний (к священству и монашеству), и оттоку верующих - в том числе к протестантам. Это логично - кому нужна бледная копия, когда есть яркий оригинал? Поэтому от "прогрессивных" священников и епископов верующие уходят к протестантам или в консервативные приходы, сохранившие католическую идентичность.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4

Спасибо вам за ответ! Собственно, задался этим вопросом недавно, когда перечитал кое-какие отрывки из Хантингтона:

...В 1989 году причину этого успеха латиноамериканские католические священники увидели в “медленном примирении с техническими аспектами городской жизни” католической церкви. В отличие от католической церкви, как заметил один бразильский проповедник, протестантские церкви отвечают “основным потребностям человека – в человеческом тепле, исцелении и глубоком духовном опыте”. Распространение протестантизма среди бедноты Латинской Америки – это, по сути, не замена одной религии другой, а скорее резкий рост религиозной приверженности и участия, по мере того как номинальные и пассивные католики стали активными и ярыми евангелистами <...> Как и другие мировые религии, христианство проходит сквозь стадию возрождения, связанного с модернизацией, и в Латинской Америке оно приняло скорее протестантскую, чем католическую форму.

Насчёт кризиса вы, думаю, правильно сказали, сам много про это слышал. И тем не менее конкретно переход в протестантизм скорее характерен для стран Южной Америки, в Западной Европе таких процессов мы не наблюдаем. Так что был бы рад, если бы вы прокомментировали вот этот самый отрывок. Что же это за технические аспекты городской жизни такие, как вы думаете?

0
Ответить

Прошу прощения, не заметил уведомление о комментарии. Сразу не отвечу, нужно подумать, что бы это могло быть, и какие там ещё могут быть причины.

0
Ответить

Опять наткнулся на эту тему (и ведь не где-то, а в учебнике по конституционному праву зарубежных стран!). Кое-что проясняется.

Очевидная ценность религиозного разнообразия для демократического политического дискурса заключается в том, что наличие множества голосов может привести к учету множества точек зрения в общественных дебатах. Так, в Бразилии Римско-католическая церковь стала источником социальной критики глубоких причин экономического и политического неравенства (традиция «теологии освобождения»), а растущее движение протестантов-евангелистов привлекает внимание к вопросам нравственности и семейной жизни.

Только казалось бы, какое прямое отношение КЦ может иметь к фавелам и коррупционным скандалам с участием политиков?

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Вероятно, дело в том, что а) КЦ традиционно долго раскачивается и б) КЦ - главный враг марксистов, весьма популярных в Южной Америке.

Церковь внешне лояльна режиму и отвергает насилие, следовательно, она не получает одобрения революционеров, даже если иерархи критикуют режим. Церковь отвергает и марксизм тоже (так как левые стремятся уничтожить Церковь), снова она плохая. Кому дело до того, что нужно очень взвешенно реагировать и тщательно продумывать свою позицию, чтобы не сделать хуже себе и людям? Популизм в таких случаях заметнее и сразу получает всеобщее одобрение.

Кроме того, касаясь семьи и нравственности, не стоит забывать о позиции КЦ относительно контрацепции.

Протестанты делают упор на эмоции и могут предлагать лёгкие пути без всякого обоснования, их службы ближе к праздникам (а иногда и карнавалам), католическое богослужение строже и чётче, а толкование Писания очень определённое и зафиксированное, тогда как протестанты считают, что каждый сам вправе понимать Библию как ему вздумается, теологии у них нет - всё это тоже может влиять. Как и разные полу-языческие традиции, культы и ритуалы, которым нет места в КЦ, но которые могут так или иначе проявляться в бесчисленных протестантских общинах.

Не исключено, что есть и другие причины. А что имеют в виду процитированные вами авторы, я не знаю.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить