Zakhar Smirnoff
август 2015.
38095

Почему картины Ротко такие дорогие?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
26
5 ответов
Поделиться

Сколько вообще должна стоить картина? Если составлять прайс-лист живописи исходя из характера изображенного, сколько будет стоить картина с одной полоской? Двумя? Лошадью? Быки — дороже коров, или так же? Если на картине три человека — считать стоимость по головам, или брать как за группу? Кто дороже — Дева Мария, или Христос, изгоняющих торгующих из храма?

Если вопрос о деньгах, то он решается просто: азы экономики говорят нам, что вещи стоят ровно столько, сколько люди готовы за них платить. Если же вопрос о картинах... ну, поговорим о картинах.

Когда Ротко только начинал заниматься живописью, рынка искусства в сегодняшнем виде в принципе не существовало. Это были первые послевоенные годы, ранний энтузиазм первых меценатов начала века уже смыло Великой Депрессией, и американские художники были предоставлены целиком себе — в стране, которая по их соображениям не имела ни своей традиции, ни своей мифологии, ни культуры. Художников никто не знал. Галереи исчислялись единицами, аудитория единственной колонки об искусстве в NYT составляла может быть человек сто. Нельзя было даже убедительно сформулировать, что теперь нужно писать: старые парадигмы давно отошли, уступив место европейскому авангарду, но консервативная реакция подкосила и авангард.

Сейчас — есть рынок, критики, теория, и далее по списку. Десятки статей пишут по поводу продажи каждой картины, и почти ничего не пишут о самих картинах. Как будто все знают, что на них изображено. Как будто с тем, почему одна картина работает, а другая нет, все давно разобрались. Как будто картины оцениваются в связи с каким-то прайс-листом.

На самом деле, если бы все вдруг выяснили, что именно изображено на картинах Ротко... В общем, это была бы совсем другая история. Но это же сложно — за чужим кошельком рассмотреть картину. Да?

В своей знаменитой лекции в Pratt University Ротко говорил, что картины состоят не из холста и масла, а из направленности на смерть и десяти процентов надежды, "чтобы сделать всё немного более терпимым". Это те ингредиенты, которые возвышают её над просто цветом — но не гласно, не очевидно. И хотя картины всё равно изображают цвет, только цвет, ничего не не символизирующий — то опыт чистого восприятия, который этот цвет может дать, больше этого цвета.

Так что Ротко изображал не полоски. Он изображал возможность спасения — через молчание, тишину, смерть. Это та тишина, которую в теперешнем перегруженном утверждениями мире уже почти невозможно найти.

Она бывает синяя, из-под которой кажется желтый. Она бывает красная снизу и сверху, но по-разному красная. Она бывает широкая, ржавая, так что её трудно посмотреть целиком. И она бывает чёрная, совершенно чёрная, но почему-то светящаяся внутри.

Но на картину мало смотреть, нужно на минуту сделать её своей единственной реальностью, кроме которой ничего больше не существует. Перед картиной нужно остановиться, оказаться в отдельном моменте внутреннего молчания, забыть о себе и своих представлениях о себе, о мире, и в том числе и об искусстве, чтобы, возможно, почувствовать или узнать что-то новое, измениться, пережить, вернуться чем-то немного другим. Перед картиной нужно исчезнуть.

Можно конечно списать это всё на синдром поиска глобального смысла — ради бога. Говорят, что искусство субъективно. Что все люди разные. Я не спорю. Люди разные. Разным людям по-разному нужно исчезнуть перед Ротко.

Ну так что — куда это всё засунуть на прайс-листе?

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
181
-28

Спасибо за красивый ответ

+1
Ответить

Браво!

0
Ответить

Это потрясающе правильная позиция!

0
Ответить
Ещё 5 комментариев

Очень понятно о сложном. Спасибо.

0
Ответить

А другие точки зрения возможны?Например - сложно о понятном, или непонятно о сложном, понятно о непонятном, непонятно о понятном...Спасибо.

+1
Ответить

Спасибо за статью! За тот неформальный подход к живописи, который не многие знают. О картине мало знать ВСЁ, ее надо уметь прочувствовать ..... прочувствовать не эмоции, ощущения, чувства творца полотна, а прочувствовать себя. Я бы сказала слиться с ней, что по сути, слиться с собой через картину. Цвет в целом, это " будильник" к нашей памяти. Проживать наши эмоции заново очень здорОво. Жизнь быстротечна, позвольте себе прожить заново те моменты в вашей жизни, которые вы уже забыли. Картины.......цвет, линии, свет помогут вам перенестись в себя. Наслаждайтесь прекрасным и будьте здоровы:)

0
Ответить

Не такой уж он и неформальный. )

0
Ответить
Прокомментировать

Марк Ротко-один из самых известных представителей американской школы живописи, писавший в стиле абстрактного экспрессионизма.

Его необычные полотна, часто поддаются критике в силу непонимания основ живописи.

Дело в том,что история живописи насчитывает огромное количество стилей,направлений и других форм мировосприятия художника.

Живопись Ротко-это пример современного беспредметного искусства, основателем которого был Казимир Северинович Малевич,которого тоже не все признают и понимают.

Довольно сложно,в небольшом абзаце отразить все особенности творчества Ротко. Если говорит коротко,то это живопись рассчитана не на визуальное восприятие,а на чувственно-эмоциональное.

Моя самая любимая работа Ротко-"белый центр". Я убедительно прошу вас, уделите от 3 до 5-ти минут на разглядывание этого полотна,а потом скажите.что вы чувствуйте.

PS. Кстати,Ротко принадлежит к тем людям,которые могли бы быть нашим достоянием((

33
-6

Я увидела, как черная полоса посередине "разрывает" буйство красок, и белый цвет становится только ярче от этого. Прошла ассоциация с тем, как рвется реальность, и что-то черное проникает в жизнь, будто насильно, поглощая все оттенки, но не до конца. Просто зияющая рана, как если смотреть сквозь закрытые веки на солнце, но не в мир (где будет белая полоска), а в обратную сторону - внутрь себя.

0
Ответить
Прокомментировать

Есть хороший 50-ти минутный фильм от BBC - "Сила искусства. Марк Ротко". Он как раз помогает вжиться в атмосферу его картин, что крайне необходимо для их понимания, как совершенно верно указывали комментаторы выше.

14
-1

ага, это цикл фильмов от Саймона Шама

0
Ответить
Прокомментировать

Потому что эти картины продают талантливые продавцы. Не хочу обидеть любителей творчества Марка Ротко, но все, что продается, в основном заслуга продавцов. А современное искусство вообще не имеет критериев, суждения субъективны, все решает искусство убеждения.
Есть интересная история про художника–дизумбрациониста Павла Жерданович.

16
-12
Прокомментировать

Ротко свои картины не продаёт, ибо умер он в 1970-м году. Сейчас он ничего не продаёт и ему ничего не удаётся, ибо мёртв. Сейчас картины Ротко продаются аукционными домами. А вот про гениальность и причины космических сумм за его полотна можно прочитать по уже упомянутой ссылке.

2
0

Спасибо за прекрасную статью

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью