Почему картины Марка Ротко такие дорогие?

25539
5
0
11 августа
22:54
август
2015

Сколько вообще должна стоить картина? Если составлять прайс-лист живописи исходя из характера изображенного, сколько будет стоить картина с одной полоской? Двумя? Лошадью? Быки — дороже коров, или так же? Если на картине три человека — считать стоимость по головам, или брать как за группу? Кто дороже — Дева Мария, или Христос, изгоняющих торгующих из храма?

Если вопрос о деньгах, то он решается просто: азы экономики говорят нам, что вещи стоят ровно столько, сколько люди готовы за них платить. Если же вопрос о картинах... ну, поговорим о картинах.

Когда Ротко только начинал заниматься живописью, никакого рынка искусства вообще не существовало. Это были первые послевоенные годы, Европа лежала в руинах, ранний энтузиазм первых меценатов начала века уже смыло Великой Депрессией, и американские художники были предоставлены целиком себе — в стране, которая по их соображениям не имела ни своей традиции, ни своей мифологии, ни культуры. Без галерей, без кураторов, без коллекционеров, без критиков. Нельзя было даже убедительно сформулировать, что теперь нужно писать: старые парадигмы давно отошли, уступив место европейскому авангарду, но ведь и авангард не сумел себя оправдать.

Сейчас — есть рынок, критики, теория, и далее по списку. Десятки статей пишут по поводу продажи каждой картины, и почти ничего не пишут о самих картинах. Как будто все знают, что на них изображено. Как будто с тем, почему одна картина работает, а другая нет, все давно разобрались. Как будто картины оцениваются в связи с каким-то прайс-листом.

На самом деле, если бы все вдруг выяснили, что именно изображено на картинах Ротко... В общем, это была бы совсем другая история. Но это же сложно — за чужим кошельком рассмотреть картину. Да?

В своей знаменитой лекции в Pratt University Ротко говорил, что картины состоят не из холста и масла, а из направленности на смерть и десяти процентов надежды, "чтобы сделать всё немного более терпимым". Это те ингредиенты, которые возвышают её над просто цветом — но не гласно, не очевидно, потому что это не то, о чём следует говорить вслух. И хотя картины всё равно изображают цвет, только цвет, ничего не значащий и не символизирующий — тот опыт, который этот цвет может дать, больше суммы этого цвета.

Так что Ротко изображал не полоски. Он изображал возможность спасения — через молчание, тишину, смерть. Картины и есть эта возможность. Это та тишина, которую в теперешнем перегруженном утверждениями мире уже почти невозможно найти.

Она бывает синяя, из-под которой кажется желтый. Она бывает красная снизу и сверху, но по-разному красная. Она бывает широкая, ржавая, так что её трудно посмотреть целиком. И она бывает чёрная, совершенно чёрная, но почему-то светящаяся внутри.

Но на картину мало смотреть, нужно на минуту сделать её своей единственной реальностью, кроме которой ничего больше не существует. Перед картиной нужно остановиться, оказаться в отдельном моменте внутреннего молчания, забыть о себе и своих представлениях о себе, о мире, и в том числе и об искусстве, чтобы, возможно, почувствовать или узнать что-то новое, измениться, пережить, вернуться чем-то немного другим. Перед картиной нужно исчезнуть.

Можно конечно списать это всё на синдром поиска глобального смысла — ради бога. Говорят, что искусство субъективно. Что все люди разные. Я не спорю. Люди разные. Разным людям по-разному нужно исчезнуть перед Ротко.

Ну так что — куда это всё засунуть на прайс-листе?

Gleb SimonovОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
134
4
август
2015

Марк Ротко-один из самых известных представителей американской школы живописи, писавший в стиле абстрактного экспрессионизма.

Его необычные полотна, часто поддаются критике в силу непонимания основ живописи.

Дело в том,что история живописи насчитывает огромное количество стилей,направлений и других форм мировосприятия художника.

Живопись Ротко-это пример современного беспредметного искусства, основателем которого был Казимир Северинович Малевич,которого тоже не все признают и понимают.

Довольно сложно,в небольшом абзаце отразить все особенности творчества Ротко. Если говорит коротко,то это живопись рассчитана не на визуальное восприятие,а на чувственно-эмоциональное.

Моя самая любимая работа Ротко-"белый центр". Я убедительно прошу вас, уделите от 3 до 5-ти минут на разглядывание этого полотна,а потом скажите.что вы чувствуйте.

PS. Кстати,Ротко принадлежит к тем людям,которые могли бы быть нашим достоянием((

23
0
январь
2016

Есть хороший 50-ти минутный фильм от BBC - "Сила искусства. Марк Ротко". Он как раз помогает вжиться в атмосферу его картин, что крайне необходимо для их понимания, как совершенно верно указывали комментаторы выше.

10
0
показать ещё 3 ответа
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта