Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему картины Ротко такие дорогие?

Искусство и культураИскусствоЖивопись
Zakhar Smirnoff
  · 39,6 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 19 авг 2015  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Сколько вообще должна стоить картина? Если составлять прайс-лист живописи исходя из характера изображенного, сколько будет стоить картина с одной полоской? Двумя? Лошадью? Быки — дороже коров, или так же? Если на картине три человека — считать стоимость по головам, или брать как за группу? Кто дороже — Дева Мария, или Христос, изгоняющих торгующих из храма?
Если вопрос о деньгах, то он решается просто: азы экономики говорят нам, что вещи стоят ровно столько, сколько люди готовы за них платить. Мир аукционов местами странен, местами уродлив, местами бессилен справиться с тем, что оказывается на лоте — но по крайней мере на нём делаются реальные вложения в искусство, единственные, которые рядовой человек вообще видит.
Если же вопрос о картинах… ну, поговорим о картинах.
Когда Ротко только начинал заниматься живописью, рынка искусства в сегодняшнем виде ещё не существовало. Это были первые послевоенные годы, ранний энтузиазм первых меценатов начала века уже смыло Великой Депрессией, и американские художники были предоставлены целиком себе — в стране, которая по их соображениям не имела ни своей традиции, ни своей мифологии, ни культуры. Художников никто не знал. Галерей были единицы, аудитория единственной колонки об искусстве в NYT составляла может быть человек сто. Нельзя было даже убедительно сформулировать, что теперь нужно писать: старые парадигмы давно отошли, уступив место европейскому авангарду; консервативная реакция подкосила и авангард.
Сейчас — есть рынок, критики, теория, и далее по списку. Десятки статей пишут по поводу продажи каждой картины, и почти ничего не пишут о самих картинах. Как будто все знают, что на них изображено. Как будто с тем, почему одна картина работает, а другая нет, все давно разобрались. Как будто картины оцениваются в связи с неким невиданным прайс-листом.
На самом деле, если бы все вдруг выяснили, что именно изображено на картинах Ротко… В общем, это была бы совсем другая история. Но это же сложно — за чужим кошельком рассмотреть картину. Да?
В своей знаменитой лекции в Pratt University Ротко говорил, что картины состоят не из холста и масла, а из направленности на смерть и десяти процентов надежды, "чтобы сделать всё немного более терпимым". Это те ингредиенты, которые возвышают её над просто цветом — но не гласно, не очевидно. И хотя картины всё равно изображают цвет, только цвет, ничего не символизирующий — опыт чистого восприятия, который этот цвет может дать, больше этого цвета.
Так что Ротко изображал не полоски. Он изображал возможность спасения — через молчание, тишину, смерть. Это та тишина, которую в теперешнем перегруженном утверждениями мире уже почти невозможно найти.
Она бывает синяя, из-под которой кажется желтый. Она бывает красная снизу и сверху, но по-разному красная. Она бывает широкая, ржавая, так что её трудно смотреть целиком. И она бывает чёрная, совершенно чёрная, но почему-то светящаяся внутри.
Но на картину мало смотреть, нужно на минуту сделать её своей единственной реальностью, кроме которой ничего больше не существует. Перед картиной нужно остановиться, оказаться в отдельном моменте внутреннего молчания, забыть о себе и своих представлениях о себе, о мире, и в том числе и об искусстве, чтобы, возможно, почувствовать или узнать что-то новое, измениться, пережить, вернуться чем-то немного другим. Перед картиной нужно исчезнуть.
Можно конечно списать это всё на отвлечённые объяснения — ради бога. Говорят, что искусство субъективно. Что все люди разные.
Я не спорю. Все люди разные. Разным людям по-разному нужно исчезнуть перед Ротко.
Ну так что — куда это всё засунуть на прайс-листе?

Спасибо за красивый ответ

Антиквар-искусствовед  · 20 авг 2015
Марк Ротко-один из самых известных представителей американской школы живописи, писавший в стиле абстрактного экспрессионизма. Его необычные полотна, часто поддаются критике в силу непонимания основ живописи. Дело в том,что история живописи насчитывает огромное количество стилей,направлений и других форм мировосприятия художника. Живопись Ротко-это пример современного бес... Читать далее
Я увидела, как черная полоса посередине "разрывает" буйство красок, и белый цвет становится только ярче от этого... Читать дальше

Есть хороший 50-ти минутный фильм от BBC - "Сила искусства. Марк Ротко". Он как раз помогает вжиться в атмосферу его картин, что крайне необходимо для их понимания, как совершенно верно указывали комментаторы выше.

ага, это цикл фильмов от Саймона Шама