Пётр Петров
июль 2017.
376

Почему древнегреческих правителей называли «тиранами», если многие из них не были жестокими и деспотичными, а некоторые даже являлись мудрыми и гуманными?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Ну во-первых потому что мы преимущественно имеем на руках письменную традицию классических авторов, которые жили в условиях полисной демократии и для которых сама по себе форма тирании была ее антиподом. Возьмем, к примеру, «Государство» Платона: даже этот философ, крайне низко оценивавший демократию в ее афинском (и вообще древнегреческом) варианте, ставил тиранию ниже. Во-вторых, все же стоит иметь контекст. Жестокость как обязательный атрибут тирана скорее был прикреплен к этому понятию позднее, в силу реальных примеров (Александр Ферский, Фаларид etc.), однако первоначально тиран это любой человек, незаконно (или путем хитрости) присвоивший власть в городе, узурпатор. Таким образом, здесь мы опять приходим к системному пониманию тирании, как некоего антипода нормальной социо-политической структуры. 

Интересные факты о генетике Телегония — это 100% бред?Правда ли, что хорошие и плохие качества по большей части передаются от родителей к ребенку генетически? Или это миф?Существует ли национальность с позиции генетики?Задайте вопрос и получите скидку до 70% на генетический тест!
Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
12
Прокомментировать

Если я правильно помню, то слово "тиран" изначально обозначало лишь правителя, который пришёл к власти противозаконным путём (но не более того: вы сами уже сказали, что власть многих из них была конструктивна и направлена на благо полиса), и не носило такого негативного оттенка, которое оно имеет сейчас.

Примерно то же самое обстоит и с "деспотом" - мелким правителем на Балканах и "сатрапом" ― в Персии.

3

Спасибо за ответ. Но мне интересны причины того, как это слово стало означать то, что означает сейчас.

0
Ответить

Петр Петров, как по мне, достаточно просто зайти на википедию:

Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива. Поэтому сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, будто бы полученный Кипселом, захватившим власть в Коринфе: «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII—VI вв. до н. э. известна как эпоха «старшей тирании»; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции — из-за специфической военной обстановки).

В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э., отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива — всеобщему равенству перед законом. О Диогене, например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних — льстец, из диких — тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона» (тираноубийц).

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить