Что бывшие победители школьных олимпиад думают про образование в России?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться

В последние несколько лет у меня было ощущение, что в России всё начинается, что люди справляются со всеми препонами, что происходит возрождение образования и просвещения, не смотря ни на что. Но в последнее время повестка довольно пессимистичная. Дело даже не в том, что кто-то мешает заниматься наукой. Дело в том, что у учёных ощущение дикой нестабильности. Совершенно непонятно, что будет завтра. Вот реформа РАН. Что дальше?

Законодатели и власть ведут себя так, что мы каждый день просыпаемся и обнаруживаем какие-то неприятные новости. Как, например, с фондом “Династия”. Благодаря “Династии” многие молодые ученые не уехали. Они остались, поскольку получали стипендии фонда. Это была “дорога жизни”, потому что аспирантская стипендия у нас в стране 1500 рублей уже много лет. Понимаете, в какой-то момент мне казалось, что наверху существует разброд и шатание: не понимают, что им делать с академией наук, с образованием... Но последнее время всё сильнее ощущение, что это осознанное вредительство. Сознательное разрушение всего лучшего, того немногого, что есть. Учителей, к примеру, задушили отчётностью. Бюрократическая отчетность учителей в России максимальная в мире, согласно последнему мировому рейтингу (TALIS). Сейчас происходит массовый уход учителей в частное образование. Мне известно, что в ближайшее время будут открываться частные школы, нацеленные на подготовку к зарубежным университетам.

28
0
Прокомментировать

Все, что могло, уже утекло. Страны находятся на разном уровне развития в науке. Самый высокий уровень — это когда страна может обеспечить себя во всех областях науки. Раньше было две таких страны, теперь осталась одна — США. Дальше есть страны: Германия, Голландия, Франция. В них есть одно сильное направление, сильные научные школы. Есть страны, которые могут развиваться, и попасть во второй эшелон. А есть страны – четвертые, Вьетнам, к примеру. Вот наша страна упала из первого в хвост второго. И сейчас падает из второго в третий. Бразилия нас уже обогнала по всем показателям. У них количество научных статей увеличилось в 10 раз. В России очень много талантливых людей. Проблема в том, что их некому учить. У нас 3-4 приличных вуза на страну. И они не такие уж топовые по мировым меркам. На каком-то моменте падения мы остановимся и начнем карабкаться вверх. Так вот на последнем этапе нам придется, как Петру I закупать ученых из-за границы и полностью с нуля строить научные школы. То есть на все должности призывать варягов.

На фоне общего падения можно ожидать подъёма в частном секторе: частные компании будут делать университеты для себя. Яндекс и ШАД (Школа Анализа Данных) яркий тому пример: конкурс 30 человек на место, учат самые топовые люди. Но в целом, я думаю, что дно уже близко, всё зависит от общего благосостояния. Пока Яндекс богатая компания, она будет сильно вкладываться в образование.

27
0

Ну все же и раньше наша страна в первый эшелон никогда не входила (ну, разве что до революции 1917 года, и то не факт). В СССР вообще не было общественных наук, поэтому и близко речи не было о том, что "страна может обеспечить себя во всех областях науки".

0
Ответить
Прокомментировать

Есть разные системы образования. Есть французская — строгая, чем-то похожа на советскую. Материал заранее выбран, все учат, сдают экзамены, чем лучше ты сдал экзамены, тем лучше будет университет, в который поступишь. Есть система гораздо более размытая, как в Штатах. Я её прошёл, работаю в ней, но плохо понимаю, как тут всё происходит. Поступление в университет — какие-то эссе, в школе — сам набираешь себе предметы. Я это всё к тому, что при этом обе страны — богатые, там высокий уровень жизни. Поэтому я не могу сказать, что одна система образования хуже/лучше, чем другая. Единственный объективный плюс в американской системе это то, что у человека в университете есть пара лет, чтобы подумать и выбрать, чем он хочет заниматься. В России тебе 17 лет, ты пошёл на медицинский — всё, ты будешь доктором. Ты идёшь на мехмат: тысячи человек изучают математику, потом выясняется, что только 2% она вообще нужна, а остальные непонятно на что потратили 5 лет жизни. Я прошел этот путь. У меня был большой задел в математику, но дальше я не понимал, чем я хочу заниматься. И у меня была возможность взять несколько курсов в совершенно разных областях, выяснить, что мне нравится.

20
0
Прокомментировать

Питер — это отличное место, чтобы изучать математику первые пару курсов. Если взять студента первых курсов в Хельсинки и здесь, то второй будет перекрывать первого полностью. Однако в Финляндии есть такой феномен — здесь, не смотря ни на что, вырастают гениальные математики. Видимо, за счет аспирантуры. Хотя в Финляндии часто человек после аспирантуры уезжает за границу учиться, потому что иначе ему не найти хорошую работу на родине.

Было бы хорошо установить в России формальные и стабильные карьерные пути для молодых ученых. Чтобы человек понимал, что если он будет хорошим ученым, то получит такую работу. И вот такую — если не очень. Чтобы он знал, что даже через 10 лет, когда он дорастет, работа никуда не денется.

Если в стране работают хорошие математики, они привлекают к себе хороших аспирантов, в том числе и из-за границы. Становится больше хороших математиков, повышается общий уровень преподавания математики. Люди на вершине этой пирамиды потихоньку вытаскивают всю страну на свой уровень. Если смотреть на западных видных ученых, то талантливые аспиранты, которые приезжают к ним, даже если не остаются в, условно, математике, остаются в этой стране в каких-то других сферах. Массовый отъезд молодых учёных из России не выглядел бы так драматично, если бы они потом возвращались. Если бы им было куда возвращаться.

16
0
Прокомментировать
Ответить