Dimitry Ramitsin
июль 2017.
594

В чем заключается философия полковника Курца?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться
Мы полые люди,
Набитые чучела,
Сошлись в одном месте, -
Солома в башках!
Шелестят голоса сухие,
Когда мы шепчемся вместе,
Без смысла шуршим,
Словно в траве суховей,
Словно в старом подвале крысы большие
По битым стеклам снуют.
Образ без черт. Тень без движенья.
Бесцветность. Бессилие. Паралич.
Вы, что с глазами открытыми
Перешагнули, не дрогнув,
В иное Царство смерти,
Помяните нас (если вспомните):
Мы не сильные духом погибшие,
Мы полые люди,
Соломой набитые чучела.

Оператор фильма Витторио Стораре вспоминал о работе над картиной:

  • «Роль Брандо символизирует темную сторону цивилизации… Он не мог бы сидеть и разговаривать так, как мы с вами. Это было бы неестественно. Он должен был предстать идолом».

Независимый журнал о кино „25-кадр“ дает следующее описание образа полковника Курца:

  • Полковник Курц — некий сверхчеловек, разгадавший загадку войны и наконец-то подчинивший своей воле тысячи других, но настолько сильно запутавшийся в самом себе, что распутать этот клубок стало возможно лишь одним способом. Он — идеальный военный, гордость американской армии. Не Курц ли быстрее всего понял бессмысленность войны? Невозможно вот так победить целый народ, он осознал это, за что и был предан анафеме собственной же страной. Курц понял все куда острее, понял по-своему, понял особенно. Велико искушение стать Богом — фильм исследует природу власти во всей красе. Кем становится человек, когда его не окружают все условности обычного мира? В кого он превращается, получив неограниченную власть, да еще в аспектах такого животного поклонения.

Чтобы понять философию нужно помимо того, что  проанализировать монолог Курца в фильме, также обратить внимание на множественные отсылки . "

Я видел ужасы те, что и ты. Но у тебя нет права называть меня убийцей. У тебя есть право убить меня. У тебя есть это право… но права судить меня тебе никто не давал. Невозможно словами описать, что необходимо для тех, кто не знает, что такое ужас. Ужас… У ужаса есть лицо… и ты должен подружиться с ужасом. Ужас и смертельный страх являются твоими друзьями. Потому что если это не так, то они станут настоящими врагами, которых ты будешь бояться. Страшными врагами!

" - Т.е. подчини страх и ужас себе, если этого не будет так и вся жизнь будет страхом перед страхом. Что-то в стиле посмотри своему страху в лицо. Ужас т.е. что приходится видеть или/и не хочется видеть надо видеть и подружиться, чтобы не боятся и не опасаться. 

Эта страна мертва.
Это - колючек и кактусов страна.
Здесь каменные стоят изваянья,
Здесь к ним подняты мертвые руки,
Умоляющие о прощении
Под мерцаньем летящей звезды.
А бывает в ином царстве смерти,
Что проснешься один,
В час, когда
Весь трепещешь от нежности,
И готовы уста целовать другие уста,
А только бормочут молитвы разбитому камню?

"Я помню, когда еще служил в спецназе…кажется, это было тысячи лет назад. Мы зашли в одну деревню, чтобы сделать прививки детям. Когда мы сделали детям прививки от полиомиелита, мы ушли. Нас догнал старик, он рыдал. Мы вернулись туда, где после нас побывали они. Они отрубили каждому привитому ребенку руку, в которую был сделан укол. Они лежали целой грудой. Куча детских ручонок. И я помню… Я…Я… Я заплакал, зарыдал, как старая бабка. Я хотел вырвать себе зубы, не знал, что делать. И я хотел запомнить увиденное, чтобы никогда не забыть. Ни за что не забыть! " Образное выражение тысячи лет назад говорит о том, что с того времени произошёл большой духовный рост полковника в познании себя. Пришедший чтобы сделать добро, способствовал злу в итоге, сам того не осознавая и вскоре сожалея об этом. Тогда он был типичным солдатом , как все американцы и с той поры он вник в суть. На этом примере полковник как бы показывает ту пропасть и конфликт между человеком западного мира и третьего/четвёртого мира. Так Курц понял, что вьетнамцы значительно сильнее благодаря силе воли, которая позволяет им совершать зверства, при этом в обыденной жизни оставаясь людьми, и стал тем, кем он являлся на момент встречи с Уиллардом.

"_В нашем садочке
Много колючих кустов.
Мы водим там хороводы.
Утром, в пять часов_".
Между идеей
И действительностью,
Между намереньем
И поступком,
Падает тень.
_Яко Твое есть Царство_.
Между замыслом
И созданием,
Между переживанием
И ответностью,
Падает тень.
_Жизнь очень длинна_.
Между желанием
И соитием,
Между порывом
И существованием,
Между сущностью
И возникновением,
Падает тень.
_Яко Твое есть Царство_
Яко Твое...
Жизнь очень...
Яко Твое есть...
"_Так пришел конец вселенной,
Так пришел конец вселенной,
Так пришел конец вселенной, -
Да не с громом, а со всхлипом!_"

"И тогда я понял… как будто алмаз прошил меня…как будто мне выстрелили в лоб алмазной пулей. Я тогда подумал, Господи… ведь это гениально, гениально. Именно такая воля необходима, чтобы совершить подобное. Идеальная, истинная, полная, прозрачная, чистая. И вдруг я понял, что они сильнее, чем мы, потому что они смогли выдержать такое. Это были не монстры, это были солдаты, прекрасно подготовленные солдаты. И эти солдаты сражались без злобы, у них были семьи, дети, их сердца были наполнены любовью… чтобы им хватило сил…сил…чтобы совершить такое. Если бы у меня в распоряжении находилось 10 дивизий таких солдат, наши проблемы во Вьетнаме быстро оказались бы позади. Нужны такие солдаты, которые не только обладают понятием о нравственности, но и еще способны пользоваться первобытным инстинктом убивать без всяких эмоций. Без малейших эмоций и без суждений… без суждений! Потому что именно суждения губят нас!»"  Представители западной цивилизации много думают и рассуждают, придавая тем самым настолько большое значение, что оно мешает им достигать целей и делает на фоне людей третьего мира слабыми. Но в тоже время они не бесчеловечны и также любят и имеют нравственность, которая правда сопряжена с " инстинктом убивать без всяких эмоций".  После рассказа Курц намекает на то, что желает умереть, и просит Уилларда найти его сына и рассказать ему о действиях отца. "Меня беспокоит, что мой сын может не понять, кем я пытался стать. И если меня убьют, я бы хотел, чтобы кто-нибудь поехал в мой дом и все рассказал моему сыну, обо всем, что я сделал, обо всем, что видел. Потому что больше всего на свете я ненавижу зловоние лжи. Если ты понимаешь меня, Уиллард, ты окажешь мне эту услугу."Далее Уиллард убивает Курца при помощи мачете, последние слова того: «ужас… ужас…». Они же повторяются в последние секунды фильма.  Вообще надо понимать , что авторы фильма разрываются между либеральным антиколониализмом со свойственным ему чувством вины перед аборигенами (Розенбаум сетует на то, что в фильме проигнорирована вьетнамская точка зрения на события) и полуфашистским преклонением перед харизматичным лидером. Двойничество между рассказчиком и Курцем остается теоретическим, ибо сам Курц не более чем мертвенно-умозрительная абстракция. Коппола утверждал, что многие эпизоды фильма — атака на катер с помощью стрел и копий, например — сделаны из уважения к духу новеллы Конрада и, в частности, к высказываемой в ней критике основ современной цивилизации и прогресса. Хотя европейская колонизация Африки заменена в фильме американской интервенцией, это не меняет смысла универсального послания книги.  ( ru.wikipedia.org)

Настольные книги полковника Курца — Библия, «Золотая ветвь» Джорджа Фрэзера, «От ритуала к роману» Джесси Вестона. Любимое стихотворение — «Полые люди» Т. С. Элиота , (части которого я использовал ЗДЕСЬ в ответе) где постоянным фоном служит "Божественная комедия" Данте, важны также аллюзии на роман Дж. Конрада "Сердце тьмы". Герой Конрада умирает со словами: "Ужас! Ужас!" Эпиграф из Конрада - этими словами в романе черный слуга сообщает о гибели своего господина - "буяна" и "набивного болвана" одновременно. "Подайте Старому Гаю" - с такими словами дети попрошайничают 5 ноября, в день празднования неудачи Порохового заговора 1605 г. В этот день набитые трухой чучела главного заговорщика Гая Фокса таскают по улицам, а затем сжигают на костре. Сопредельное царство смерти - это и есть смерть, тогда как "призрачное царство смерти" - это жизнь "полых людей".  Также надеюсь после прочтения стихотворения у Вас создаётся впечатление, что Элиот испытывал  ощущение своей чужеродности американской культуре, которая, на его взгляд, в силу исторической молодости лишена глубоких духовных корней. Неприемлемое для Элиота засилье утилитаризма и практицизма, формирующих социальную психологию соотечественников, заставляли его отзываться об Америке как о царстве «вульгарности», являвшейся наиболее зримым проявлением того «варварства», которое он считал сущностью своей эпохи. Страх перед «варварством» и нарастающее отвращение к современной жизни, отвергшей культуру как живую традицию, во многом предопределили весь характер творчества Элиота. В начале поэмы автор изображает опустошенных, сломанных неизвестной силой людей. Они подобны чучелам, напиханным соломой:В стихотворении есть много выражений типа: «контур без формы», «без цвета тень», «жесты без движений» - автор сознательно возвращает читателя к поэзии XVII ст., в которой поэты благодаря таким художественным средствам описывали борьбу человека, ее несогласование с миром. Во второй части произведения автор старается разгадать тайну посмертной жизни людей и после смерти жизнь такая же безнадежна и одинока?В четвертой части появляется надежда на воскресение души благодаря терпению.Пятая, последняя часть «Пустых людей» начинается безнадежной дорогой эту мертвую стране кактусов: Финал поэмы звучит как посвящение жизни человека Богу. Элиот утверждает содержание человеческого существования:Смысл поэмы все же остается неотъемлемым от содержания: «Соломой напиханые», бездушные «пустые люди» не имеют права на выживание.

2
Прокомментировать
Ответить