Дарья Королева
июль 2017.
1197

Почему РПЦ не признаёт подлинность останков царской семьи?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Русская Православная Церковь довольно осторожно отнеслась к екатеринбургским останкам. Ведь если они действительно принадлежат императорской чете, то мы имеем дело не только с крупнейшим историческим и археологическим открытием, но и с обретением мощей новомучеников.

17 июля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отказался участвовать в торжественном захоронении останков в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Не было там и никого из правящих архиереев. А служивший панихиду священник возглашал: "Упокой, Господи, души раб Твоих, имена которых Ты веси" . То есть это была панихида по умершим, имена которых даже не были названы, как так нет уверенности в том, что останки эти - царские. Сегодняшний Патриарх, а тогда председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл прокомментировал эту ситуацию в то время следующим образом: "Я отстаиваю в меру своих сил точку зрения Православной Церкви и считаю позицию государственных властей ошибочной".

Своего отношения к вопросу Церковь не изменила и по сей день. "В данной ситуации мы имеем дело с частным мнением отдельных людей, пусть даже и академиков, - сказал нам член Синодальной Комиссии по канонизации святых, протоиерей Максим Максимов. - Сейчас очевидно, что общество разделено в своем отношении к екатеринбургским останкам, и Церковь не должна вмешиваться в эту дискуссию. Если единого мнения насчет останков в научной среде не существует, нам тем более рано делать какие-то выводы. Кроме того, Синодальная комиссия не занималась вопросом подлинности екатеринбургских останков, их исследовали эксперты Государственной комиссии. Исследования ведутся с девяностых годов, но ученые до сих пор не могут между собой договориться. Что же мы тут можем сказать?"

Секретарь комиссии по канонизации святых Саратовской епархии, член Межсоборного присутствия иерей Максим Плякин также считает, что пока делать какие-либо выводы преждевременно и даже опасно: "Пока ученые мужи не могут договориться между собой, тем паче Церковь не может выносить какие-то окончательные суждения. Потому что цена ошибки для нас - это фальшивые мощи. И тут вопрос не в том, что Церковь якобы препятствует или не препятствует чтить эти останки."

Денис Вагнер-Кузнецовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
16

Спасибо за ответ. Экскурсовод в Петропавловской крепости назвала данную ситуацию "политическими играми", я заинтересовалась. Но, видимо, все прозаичнее.

0
Ответить

Ммм, 3 комментария сразу, люблю приложение TheQ под Android.

0
Ответить

Ага, уже один.

0
Ответить
Прокомментировать

Интересный пост на эту тему из телеграмм-канала «НЕЗЫГАРЬ»: Проблема признания мощами «екатеринбургских останков» заключается в том, что церкви придется признать, что в конце 90-х годов в этом вопросе правы были Ельцин и Немцов. Первый как президент, второй как председатель государственной комиссии, непосредственно занимавшийся вопросами захоронения семьи Романовых. Отношение к этим политикам в церковной среде в целом негативное – им припоминают и сближение с «бездуховным» Западом, и падение жизненного уровня граждан, среди которых было и немало нынешних прихожан, и распространение новых религиозных движений (от кришнаитов до мормонов). Возвращение же храмов при Ельцине приписывается воле Бога, а не президента. И получается, что ошибались многочисленные священники, монашествующие и благочестивые миряне, которые искренне считали «екатеринбургские останки» не принадлежавшими семье последнего царя. А признать все это очень сложно. В этой ситуации церковное руководство оказывается между двух огней. На признании настаивает Кремль, для которого важно захоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии как символический акт примирения. И ради этого власть разрешила провести все экспертизы, на которых настаивала церковь (вплоть до вскрытия гробницы Александра III). И эксперты подтвердили принадлежность останков Николаю II и его семье. Отказать Кремлю – значит, пойти на конфликт, который церковь не может себе позволить. Согласиться – значит, восстановить против себя часть верующих. Численно не очень большую, но активную, готовую при необходимости участвовать в молитвенных стояниях, бороться за выделение земельных участков для строительства храмов. Скорее всего, выбор будет сделан в пользу власти, от которой церковь зависела во все периоды ее истории. Путин – не Ельцин, который был вынужден согласиться с отсутствием патриарха на церемонии захоронения царской семьи. А Кирилл чувствует себя в отношениях с властью куда менее уверенно, чем Алексий II. Алексей Макаркин

0
Прокомментировать
Ответить