Для философов любовь – это не только то (как мы обычно ее понимаем), что связано с человеком, его личным. Она более того и в человеке возникает благодаря тому, что имеется (т.с.) «идея» (архетип) Любви, и потому прежде всего относится ко всему миру (ибо, как говорили древние свое начало имеет в «умопостигаемом космосе», Байрон: «Любовь на небе рождена… любовь стара, как мирозданье»). Стало быть, она имеет <еще и> космическую сущность.
Так древнегреческий философ Эмпедокл называет одной из главных и могущественных сил, направленных на упорядочивание всего, т.е. приведение в гармонию, ибо как выражается философ, «собирает все вещи в Одно…», или так, «элементов четыре: огонь, вода, земля и воздух» образуют единство при помощи Любви («соединяя их силою Любви», и «ненавистные души. . . собирает воедино»).
А ввиду того что человек есть часть мира, то эта сила и сущность (выступающая первичной из умопостигаемого, Байрон: «Святая искра. Над землею / Поднять желания свои / Мы можем с помощью любви») призвана выполнять в нем соответствующие функции, направленные <как> на совершенствования человека во всех отношениях, так <и> вместе с тем и окружающего.