Артур Колесов
июль 2017.
333

Есть ли некий символизм в том, что манифест об отмене крепостного права был издан в Прощеное воскресенье?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Да, определенно символизма тут много. Окончательная редакция манифеста выполнена митрополитом Филаретом Дроздовым, который внес туда элементы, подчеркивающие роль царя как Божественного наместника и отца народа. И сам Александр был преисполнен (совершенно справедливо) сознания своей исторической миссии. Подписан манифест в шестую годовщину его восшествия на престол и в 99-летнюю годовщину петровского Указа о вольности дворянской, что само по себе очень символично. Прощенное воскресенье также называется Александровым днем, что должно было еще теснее связать оглашение манифеста с именем императора. Это вообще была хорошо продуманная идеологическая кампания митрополита, который изначально был против освобождения крестьян, но по внесении правок смирился и даже стал активно способствовать процедуре раскрепощения.

15
Прокомментировать

Вероятнее всего был, ведь оглашения Манифеста происходило в Храмах. Кстати, Манифест был от 19 февраля 1861 года, а шесть лет ранее, 18 февраля 1955 года Александр II вошёл на престол. 

Денис Вагнер-Кузнецовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
6
Прокомментировать

Профессор Московского университета Петр Андреевич Зайончковский в своей классической монографии «Отмена крепостного права в России» писал по этому поводу следующее:

«Вопрос о времени опубликования “Положений 19 февраля” был решен правительством в начале этого же месяца. 12 февраля, т.е. за неделю до окончательного их утверждения, министр внутренних дел Ланской сообщил в секретной телеграмме всем губернаторам об опубликовании “Положений” великим постом (который в 1861 г. наступил 6 марта).

Основная причина подобного решения заключалась, на наш взгляд, в стремлении правительства обнародовать “Положения 19 февраля” в наиболее благоприятный для себя период времени. Этим временем являлся наступавший вскоре после утверждения “Положений” великий пост, когда недовольство крестьянства реформой (неизбежность чего прекрасно понимало правительство) могло быть в некоторой степени парализовано, так как в условиях непосредственной подготовки к “отпущению грехов”, т.е. к исповеди, верующие должны были особенно тщательно выполнять нормы христианского поведения.

Эта норма поведения требовала в первую очередь повиновения “властям предержащим”, а также христианского “долготерпения”»

(Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 157–158).

3
Прокомментировать
Ответить