uk 13
июнь 2017.
1461

Почему жанр яой так распространен в манге и манхве?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

.... рискну:)

Каждый жанр аниме  по-своему популярен, предлагает определенной аудитории какие-то свои фишки, фетиши.

Но  яой - это особый случай. И вопрос понятен - действительно, едва ли найдешь такой жанр, чьи фанаты искали бы свойственные ему элементы фансервиса даже там и в тех произведениях,где, по общему мнению, их быть не может, не должно, не предвидится и не предполагается автором, доводя окружающих до яоефобии и слешероненавистничества.

Казалось бы,на первый взгляд всё просто: яой - это жанр на стыке романтического,драматического,гендер-бендерного и хентайного направлений. И он популярен неимоверно, потому что предлагает поклонникам и поклонницам букет сверхинтенсивных переживаний специфического характера, вызывающих у любителей этого дела зависимость сродни наркотической и очень сильные эмоции.


Но это не будет вполне  правильным ответом на вопрос.
Ведь 50% интернет-трафика приходится,по статистике, на порнографию - но ведь никто и не спрашивает, почему порнография столь популярна.
И порноманы не лезут особо в непорнофильмы с постоянным поиском порноподтекстов(кроме скромных намёков "А я видел порно,которое начиналось так же" и пошлых шуточек) - а яойщики лезут, и таки упорно ищут яойные подтексты.

Тут мне придется углубиться в деликатную тему, которая мне несколько чужда,ибо я не яоефан и лишь имею знакомство с яойщицами и некоторыми более-менее нашумевшими произведениями,близкими этому жанру. Поэтому все нижесказанное - больше предположения, чем уверенность и больше общие наблюдения,происходящие из знакомства с наиболее "стереотипными" работами на эту тему.


Но я всё-таки рискну раскрыть "анатомию яоя" - как она представляется со стороны пусть и не особо увлеченного,но сочувствующего наблюдателя,которому нравится аниме в целом.

Специфика яоя, задающая этому жанру такую притягательность, состоит в его ситуативной специфике. В мире нашем - прямо скажем,не самом терпимом в гомосексуализму - гомосексуальные отношения всегда редки, они нечасто становятся для большинства гтеросексуальных людей предметом непосредственного "прозаического" наблюдения, вокруг них существует очень сложный ореол античной, декадантской и феодальной романтики , элитизма, аура зпретности.

Природа человеческого полового влечения по Фрейду - трансгрессивна,она ищет себя не в дозволенном,а символически запретном. В мире победившей и "прозаизированной" сексуальности после 70-ых годов запретны темы гомосексуализма и отношений господства-подчинения - и именно они создают нужную человеку гиперстимуляцию.

Если для гомосексуального читателя - это отдушина , нечто очень личное, "свое", часть собственной сексуальности, то для гетеросексуальных  женщин-яойщиц - это ещё и особого рода наслаждение  мужскими персонажами,поставленными в напряженную эмоциональную ситуацию, вынуждающую их раскрыться с неожиданной стороны. 


Хентай для женщин в этом смысле уныл: мужской персонаж - это какой-то стрёмный мутный ебарь в компании объективированных расхристанных женщин, смотреть на это неприятно, потому что нет никакой возможности спроецировать положительный,"собранный" образ себя и самоутвердиться в хентае в качестве активного женского персонажа. Отождествлять себя с мужским - затратно, и здесь мешает барьер собственной сексуальности, да и эмоциональная палитра хентая непривлекательна зачастую даже для лесбиянок,которым нравятся девушки  - все равно, на месте мужского персонажа себя представлять не в радость. 

Яой же дает возможность поляризовать этот тип отношений - мы ставим одно зеркало напротив другого,и наблюдаем зеркальный коридор, приятежение подобий.
Два персонажа, которым культура приписывает активную, но при этом "неподатливую на чувства" роль - ставятся в ситуацию,в которой невозможно остаться  эмоционально невовлеченными и сохранить отстраненную, собранную честь. 
В яое,  мужские персонажи сходят с ума от смеси романтической и животной страсти, которая к тому же не  является социально одобряемой и оттого может быть только бескорыстной - если гордиться хорошей семьей, красивой женой или любовницей можно в качестве "хозяина", держа ситуацию под контролем и снимая с неё сливки - то в большинстве драматических яойных ситуаций персонажи оказываются в той или иной степени в роковой власти друг друга,в близости, грозящей раскрытием, в состоянии вынужденной тайны, в ситуации пересечения личного,экономического и биологического интересов,не всегда совпадающих друг с другом.

Это создает мощный внутриличностный конфликт - своего идеального образа и себя-настоящего.
Этот конфликт,переживаемый сразу несколькими персонажами,вероятно, служит для яощиц особой формой кайфа.

Кроме того, в наиболее распространенном типе отношений в яое - отношениях гипермаскулинного актива-семе и гиперфеминизированного уке - присутствует контраст переживаний.
Так как психологически большинство яойщиц имеют заниженную самооценку при компенсаторной склонности к отождествлению себя с более-менее "активом" в отношениях(либо,по меньшей мере,с персонажем ,который может выступать в амбивалентной роли "друга" ,"товарища" и "возлюбленного") и нередко, достаточно высокий уровень агрессивности, напористости, то такие отношения, особенно с БДСМ-компонентном, позволяют поперемннно отождествлять себя с "соблазнителем"(который уникален своей феминностью и потому не имеет женщин-конкуренток, может не беспокоиться о соперничестве - ни одна женщина не сравнится с юношей в глазах его сурового брутального любовника,открывшего в себе новую Гондвану) и с "покорителем", овладевающим на самом интимном уровне любимым человеком(в той степени, в которой анатомически женщина не способна без специальных приспособлений). 

С этим связана манера яойщиц называть себя в мужском роде. 

Любовь к яою провоцирутся ещё и спецификой репрезентации женских персонажей в аниме. 

В аниме ,к сожалению, чрезвычано низок уровень проработки характеров женских персонажей.  Персонажки, с которыми женщинам было бы приятно отождествляться,ассоциировать себя - очень редки, а романтических аниме с ними - ещё меньше.

 Легче найти своеобразного и оригинального, активно действующего, изобретательного женского персонажа в ориентированных на юношество сёненах и сэйненах,чем в сёдзе и в дзёсэе и  чем в нейтральной, "повседневной", школьной романтике.

Чуть-чуть исправляет ситуацию гендер-бендерный жанр, но и там женские персонажи редко убедительны и оставляют чувство неудовлетворенности героиней и её отношениями с героем, которые не дают раскрыться им обоим. Те гендер-бендеры,где героиня переносится в прошлое, тоже не слишком убедительны - выходит, что в неё главный герой влюбляется лишь из-за её экзотичности. А на самом деле, она не особенная для него.

Яой решает эту проблему - нередко уке прописывается хитрым,умным,манипулятивным,пассивно-агрессивным, стратегически действующим, создающим для сёме "опасные" ситуации,  -  то, что женский персонаж в большинстве "благонравных" романтических произведений позволить себе не может без урона своей чести.

Уке заведомо особенный - только он вызывает в семе такие странные чувства, только его облик и манеры будят в его душе звериную страсть,  перемешанную с  трепетной нежностью. На километр вокруг не найдешь другого такого создания, столь хрупкого и столь внутренне сильного.

Кроме того, яой удобен тем, что однополость отношений персонажей создает достаточно убедительный "сдерживающий" берьер, которого нередко не хватает мангам с гетеросексуальными отношениями, где затянутость сюжета приходится обосновывать:

1)Наивностью и невинностью героев
2)Психологическими проблемами девушки или, чаще,парня
3)Вмешательством сверхъестественных сил.
4)Инцестом
5)Труднодоступностью и популярностью одного из персонажей,которого долго приходится завоевывать
6)Служебным положением
Все это крайне неудобно - но яой в этом плане создает идеальную почву для интриги и борьбы.

Чувства между персонажами стоят на грани,где трудно отделить служебное или приятельское расположение от романтической привязанности - и на этой почве можно взрастить цветы юмора, вырастить чащобы ангста и утопить героев в океанах драмы.


Специфика сексуальных отношений между ними такова, что либо один будет долго "уламывать" другого(что создаёт сюжетный конфликт, который можно растянуть очень надолго) либо проще будет создать убедительные ситуации с изнасилованием(у тех, у кого фетиш на насилие), где один персонаж может дать другому более продолжительный отпор, чем если бы последний был женщиной.


Вялое женское трепыхание, "легковесные" женские слёзы, умоляющие о милосердии крики - всё это  не идет в сравнение с отчаянной борьбой уке, который, возможно, плачет первый раз в жизни и для которого это ещё и надругательство над его мужским достоинством и самой его сущностью.(звучит жестоко и по-сексистски,но я воспроизвожу культурный стереотип патриархального общества,в котором сложилась именно такая система взглядов на женское начало в рамках культуры насилия и объективации,которые принимаются на определенном уровне как дОлжное,рядовое - и потому не столь интересное)

Есть, наконец, такие яойные или околояойные произведения,в которых просто интересный сюжет, задумка,идея или рисовка. а штампов меньше и нет такой фетишизации отношений.

Так, например, "Юрий на льду" - такое ненавязчиво околояойное аниме,которое и не-яойщика может очень порадовать, если не-яойщик любит спорт и фигурное катание, если находит эстетику фигурного катания прекрасной, а ехидные яойные шутки - принимает спокойно и не воспринимает как нечто унизительное или оскорбительное.

Россиянам или жителям Казахстана должно особенно понравиться - в этом аниме очень много России,русского и два главных персонажа русские.

Или "Нелюбимый" - манга и аниме очень психологически нагруженные, интересная система магии,  нравились и мне, и даже моим друзьям - гетеросексуальным парням,которым даже и яой не нравился, а уж тем более яойщицам.



24
Прокомментировать
Ответить