Vladimir Raevskiy
июнь 2015.
2470

Почему в классической музыке пишут опус, порядковый номер в творчестве композитора, а не год создания?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
1 ответ
Поделиться

На этот вопрос можно ответить несколькими способами.

Во-первых, такова сложившаяся традиция, которая не всегда и не во всех случаях имеет под собою какой-либо глубокий смысл.

Во-вторых, год создания того или иного произведения далеко не всегда точно известен, кроме того, многие произведения сочинялись в течение длительного периода, перерабатывались, так что существуют в различных редакциях, хронологию которых не всегда можно установить (по крайней мере, для эпохи до второй половины XVIII в.). Наконец, за год композиторы успевали написать немало различных произведений, так что год создания не всегда достаточно информативен.

В-третьих, сам вопрос поставлен не вполне точно. Номер опуса — лишь один из общепринятых способов идентификации произведений композитора, причем далеко не во всех случаях применимый. Термин «опус» стал использоваться примерно с середины XVII в. по отношению к опубликованным произведениям, а номера присваивались в порядке публикации, не всегда отражавшем хронологию их создания. Те сочинения, которые не публиковались (по крайней мере, при жизни автора, а таких у иных композиторов, особенно до XIX в., большинство), номера опуса обычно не получали.

Собственно, широко распространилось обозначение «опус № такой-то» лишь в XIX в., когда композиторы стали получать приемлемые гонорары от музыкальных издательств и жить во многом за счет публикации своих произведений или преподавания. В предшествующие эпохи, когда композитор был в первую очередь «музыкальным служащим», получавшим жалование за регулярное сочинение и исполнение музыки для светских или церковных нужд, публикация произведений была скорее исключением, чем правилом. Поэтому произведения большинства композиторов эпохи барокко и классицизма идентифицируются не по номеру опуса, а по номеру в специально созданном научном каталоге. Такие каталоги могут составляться в хронологическом порядке (как каталоги сочинений В.А. Моцарта Кёхеля или Шуберта Дойча), так и в жанровом (как каталог произведений Баха — Bach-Werke-Verzeichnis, BWV, а также каталоги сочинений Генделя — HWV, Телемана — TWV и др.). Именно номер по общепринятому научному каталогу произведений композитора (если таковой существует) служит однозначной идентификации каждого известного произведения.

19
Прокомментировать
Ответить