Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Зачем нас с детства учат разделять понятия добра и зла, если в реальности они сильно размыты?

Психология
John Byron
  · 1,1 K
Психология, РАНХиГС  · 27 авг 2015

Ребёнку важно построить для себя большую, сложную модель нарратива (внутренней истории, истории себя). Но, как и везде в детстве, сначала нужно завести фундамент, а потом пристраивать к нему более сложные части, усложняя модель. Подача жизни, жизненных историй в жёстких рамках добра и зла и есть закладывание такого фундамента.

Как неразумно начинать изучение математики с геометрической топологии, так и неразумно начинать изучение сложной реальности через призму многогранных историй Достоевского. Поэтому дети сначала читают детские книжки, где чётко обозначены стороны добра и зла, где есть чёткий и понятный конец с обозначением "жили долго и счастливо". И только затем переходят к пониманию более сложных нарративов, более близких к реальности, которая действительно существует не в чёрном и белом, а лишь в оттенках.

В связи со всем этим вытекает интересная особенность. Иногда нам встречаются люди, которые считают, что некое знаменательное событие избавит их от жизненных проблем и тягот судьбы. "Я стану счастлив, если у меня будет миллиард долларов", "Я бы всё смог, если бы действительно нашёл любовь всей своей жизни", и так далее. Такая постановка вопроса зачастую обозначает как раз слабо развитый внутренний нарратив, очень похожий на детские истории "что-то случилось, и после они жили долго и счастливо". Такой взрослый человек не понимает, что после "долго и счастливо" жизнь продолжится, и придётся решать новые проблемы. И такому человеку, скорее всего, как раз таки свойственно по-детски делить мир на чёрное и белое.