Андрей Глинка
июнь 2017.
4436

Что нужно сделать такого, чтобы тебя предали анафеме, если даже девушки из Pussy Riot не удостоились такой чести?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
1 ответ
Поделиться

Согласно «Православной энциклопедии» (2000 год), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с просто  „отлучением“ (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу». Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.

Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки. Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном. Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение. Вас отлучат от Церкви в случае, если Вы будучи священником совершите, преступления как по светским законам, так и по религиозным. 

Вот пример анафемы с ситуацией вокруг Pussy Riot по идее - lenta.ru , Хотя по факту ничего и не было,  По словам протоиерея Всеволода Чаплина, этот эпизод не получил широкого освещения в СМИ, так как «девушки не успели пропеть кощунственные слова». В храме Христа Спасителя участницы поднялись на амвон и солею храма, где в течение 20—23 секунд совершали характерные «панковские» движения, символизирующие протест, осеняли себя крестным знамением, стоя на коленях, а в остальное время пытались произнести слова песни, пока не были удалены охранниками. В целом нахождение на амвоне продолжалось 41 секунду. По словам ключаря храма, осквернения алтаря не было, и повторное освящение храма вскоре не требовалось.

Хотя встретил такое мнение протоиерея Максима Козлова - "Анафема — это не только свидетельство церковному миру о виновных, но и свидетельство, обращенное к ним самим, к этим несчастным, впавшим в прелесть, в гордое самоослепление людям: «Одумайтесь! Предельный возможный суд на земле о вас вынесен. Покайтесь в содеянном и вернитесь в отчий дом, в родную Церковь». Как ни странным это кому-то покажется, но анафема есть и свидетельство христианской любви к уже, казалось бы, окончательно заблудшим людям, анафема все-таки не лишает их путей к покаянию. Чин анафемы с людей, глубоко раскаявшихся, отказавшихся от своих заблуждений, снимается, восстанавливается полнота их пребывания в Церкви, они могут вновь приступить к Таинствам, а самое главное — они опять получают возможность спасения." 

Может священнослужители исходили из того, что какой смысл предавать их анафеме, если их немалая часть общества осуждала, да и не были они частью Церкви и не позиционировали себя, как христианки, поэтому разве вызымеет какое-либо влияние над ними анафема, в смысле того, что анафема важна как эффект с одной стороны, и показ осуждения со стороны Церкви с другой. То есть, здесь же понятно, что Церковь это не одобряет, зачем ещё и анафеме предавать и вообще обращать внимания, ведь анафеме предавались исторические личности, решения которых влияли на государства или/и исторические события, а тут хулиганство, да кощунственное, но стоящее ли для такого серьёзного вида осуждения как анафема?  А без анафемы они не знают, что их поступок осуждает церковь и верующие, прихожане и др. ? А потом, они же получили наказание по светским законам, так зачем предавать анафеме, когда они получили наказание явно мощнее (в смысле понимания мирских людей, и самих девушек )?

Если ещё посмотреть правила по которым предавали анафеме до 1917 то по ним сегодня по сути каждого можно предать анафеме, поэтому я думаю правила анафематствований изменились и в общем решаются внутри Церкви. Как Вы убедитесь сейчас использовать нижеприведённые правила бессмысленно так как много людей подпадают под эти критерии, и я предполагаю, что в Церкви сейчас другие критерии предавания анафеме.  Ниже 12 критериев для анафематствования до 1917 года. 

Двенадцать анафематствований

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема
8
Прокомментировать
Ответить