Даше Серен
июнь 2017.
607

В чём состояли особенности философии Иммануила Канта?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Свою гносеологию Кант развивает в работе «Критика чистого разума». Прежде чем приступить к решению основной проблемы, прежде чем охарактеризовать наше познание и определить область, на которую оно распространяется, Кант задает себе вопрос о том, как возможно само познание, каковы его условия и происхождение. Этого вопроса вся предшествовавшая философия не касалась и, поскольку она не была скептической, довольствовалась простой и ни на чем не основанной уверенностью, что предметы нами познаваемы; вот почему Кант и называет ее догматической, в противоположность своей, которую он сам характеризует как философию критицизма.

5
Прокомментировать

Стоит понимать, что "философия Иммануила Канта" - это много томов сочинений на разные предметы, написанные в разное время. То, прежде всего благодаря чему Кант вошел в историю мысли - это его представления об устройстве человеческого познания, или "теоретическая" философия. Но были еще и чрезвычайно влиятельные сочинения по этике и эстетике, не говоря уже о работах молодости (впрочем, последние не так уж и интересны).

Оставляя за скобками вопросы стиля, терминологии и композиции и отвечая просто, заслуга его философии в том, что он указал на активную роль субъекта -будь то субъекта познания в процессе познания, субъекта, принимающего моральное решение или выносящего эстетическое суждение. В связи с познанием речь, конечно, не о суперпозиции в физическом эксперименте, а об обычном познании: зрении или слухе. Он указал на то, что наше восприятие реальности тем самым активно формирует эту самую реальность, видим (слышым, чувствуем и т.д.) только то, что передают нам наши органы чувств, а структурируем эти данные только теми когнитивными механизмами, которые присущи самому нашему сознанию. Кант назвал это "коперниканским переворотом" в философии: подобно тому, как принятие гелиоцентрической системы поставило на свои места объекты во вселенной, так же на свои места в науке (и философии) поставило и его открытие: не человек юлой ходит вокруг природы, подступаясь к ней как к чему-то чуждому и неизвестному, а она вращается вокруг человека как своего центра - ведь именно благодаря человеку она существует в том виде,в  котором мы ее воспринимаем. С точки зрения Канта, только таким образом можно правильно понять ее законы, ведь мы сами же, структурируя реальность, эти законы в эту реальность (природу) и вложили.

0
Прокомментировать
Ответить