539
1
0
10 августа
00:39
август
2015

Параллакс, это общий термин для наблюдаемого явления -- визуальное смещение близкого к вам объекта на фоне далекого объекта при изменении положения наблюдателя.

Простейший случай -- смотрите на клавиатуру. В тоже время вы чуть размыто видите свой нос. Закройте один глаз, потом другой. Видите нос с разных сторон и скачущим относительно клавиатуры. )

Тоже самое, если поставить палец между клавиатурой и глазами, смотрите одним глазом, затем другим -- т.е. как-будто бы смещаетесь относительно пальца. При этом палец смещается на изображении относительно клавиатуры.

Объект у противоположной стены. Посередине комнаты -- стул. Если стена недалеко, то закрывание глаз попеременно опять будет срабатывать, если нет (база параллакса маленькая) -- смещайтесь сами и увидите, что стул по смещается относительно стены-фона.

В вики хорошая иллюстрация: wikimedia.org

Сверху схема, снизу нарисовано как видно из точки А и точки В.

Это кажется ничего не значащей ерундой, однако, это основа нашего объемного зрения. Того, что наш мозг, во-первых, видит предметы в объеме, и, во-вторых, умеет примерно определять расстояние до разных объектов.

Мозг делает это по опыту автоматически (сопоставляя изменение фона), но это легко считается и точно математически. Зная базу смещения (насколько мы сместились) и угол на который сместился объект относительно фона, получим расстояние.

Используя этот метод уже древние греки попытались вычислить расстояние до Луны! Довольно близко к современным данным -- Гиппарх.  wikipedia.org

Интересный факт - отсутствие наблюдаемого параллакса звезд относительно друг друга в древности воспринималось как свидетельство того, что Земля неподвижна, а вращается небесная сфера со звездами и отдельно вращаются Луна, планеты и Солнце. У некоторых появлялись сомнения, что это может быть потому, что звезды отстоят очень-очень далеко. А позже, с появлением точных инструментов этот параллакс был обнаружен.

В фотографии сейчас часто можно слышать этот термин при работе с панорамами. Когда мы снимаем отдельные кадры для панорам, то смещаем фотоаппарат. В результате объекты ближнего и среднего плана смещаются относительно дальнего плана. А потом, при соединении кадров в одну панораму мы получаем проблему -- эти сместившиеся объекты искажаются, двоятся.

Для того, чтобы этого не происходило надо поворачивать фотоаппарат не просто сдвигая как удобно (обычно двигают относительно задней стенки, или, вообще, сдвигаясь всем корпусом), а сохраняя неподвижность относительно нодальной точки объектива (т.е. не смещаясь с места (что создаёт параллакс), а оставаясь на месте и только поворачиваясь). Эта точка находится ближе к передней линзе объектива, но внутри объектива. Т.е. её надо или найти точно и заранее, используя штатив и, желательно, панорамную штативную голову, или мысленно провести ось, относительно которой будем поворачивать объектив примерно через край передней линзы.

Для примера -- здесь моё фото, сферическая панорама снятая с рук, без искажений. Для ориентации к нодальной точке использован просто отвес -- грузик на нитке прикрепленной на резьбу светофильтра. yandex.ru А здесь фото на котором хорошо видны искажения -- при наклоне фотоаппарата без подготовки (она там была неуместна) перила балкона на переднем плане сильно сместились относительно далекого плана. yandex.ru

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта