Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

С чего начать свое знакомство с джазом?

Искусство и культураМузыка
Наталья Цабека
  · 9,8 K
1980, Москва, Хайфа, Иерусалим. Музыка, языки, Википедия.  · 7 июн 2022
С понимания, что джаз — настолько обширный, гигантский, разнообразный мир, что знакомство никогда не закончится, и что это, наверно, очень хорошо. И ещё — с понимания того, что каждое исполнение одного и того же джазового произведения отличается от остальных — похожими будут, разве что, мелодия в начале и некая гармоническая структура, но почти всё остальное будет импровизацией.
Легенда советского джаза — оркестр Александра Цфасмана
Ну и надо решить какой джаз вам нравится. Некоторым людям не нравится джаз вообще. Ну и ладно.
Некоторые люди, особенно на русском языке, называют «джазом» любую популярную музыку, исполняемую оркестром, или сам такой оркестр. Сто лет назад это было резонно, а сейчас устарело, но некоторые до сих пор так говорят.
А некоторые путают джаз, блюз и рок. Я не так давно слышал как на одном российском телеканале назвали «джазом» музыку Эрика Клептона. Клептон играет в основном рок с сильной прослойкой блюза, но очень мало джаза. Между этими тремя стилями есть существенная историческая связь, но каждый из них стоит отдельно. Но люди путаются, что поделаешь — не могут же все во всём разбираться.
Тина Тёрнер и Эрик Клептон. Прекрасные музыканты, но не совсем джазисты. (фото: fattkatt)
Какой бывает джаз?
Есть классический, с большими оркестрами и относительно простыми мелодиями. Он самый «хитовый»: «Rhapsody in Blue», «Hello, Dolly», «When the Saints Go Marching In», «Caravan», «Summertime». Самые известные композиторы и исполнители: Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон, Билли Холидей, Луи Армстронг, Элла Фицджеральд. Их музыку даже необязательно любить, но быть знакомым с ней очень стоит каждому современному человеку.
Джордж Гершвин, потомок украинских и литовских евреев, ставший в США мостом из классической музыки в джаз. Когда я учился в музыкальной школе в Москве в 1980-х, его портрет висел на стене рядом с Берлиозом, Скрябиным, и другими великими классиками
Есть бибоп, появившийся попозже, в конце тридцатых годов, когда оркестры стали меньше, а композиторы начали больше дерзать с формой и меньше стараться делать большие танцевальные хиты. Эта музыка посложнее, но среди серьёзных любителей джаза очень уважаема. Её пионеры — Чарли Паркер, Бад Пауэлл, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Мелба Листон. Позже в той же среде появились такие гиганты и инноваторы, как Чарльз Мингус, Джон Колтрейн, Майлз Дэвис, Дейв Брубек, Орнетт Коулман.
Чарли Паркер, в своё время крупный инноватор, но сегодня однозначно считается классиком
Все они начинали с маленьких и довольно простых композиций, но раздвинули границы джаза: Мингус экспериментировал с техниками записи и формами оркестров («The Black Saint and the Sinner Lady», «Let My Children Hear Music»); Колтрейн в последних альбомах создавал духовные образы («A Love Supreme»), экстремальные авангардные формы («Meditations») и эксперименты с тем, что нынче называется «World Music» («Kulu Sé Mama»); Дэвис приблизился к электронной музыке, року и даже успел затронуть хип-хоп, но до последнего оставался прежде всего джазистом. Но у всех них есть и относительно «простые», понятные композиции: «Billiе’s Bounce», «Jordu», «Blue Train», «So What», «Seven Steps to Heaven», «Goodbye Pork Pie Hat».
Чарльз Мингус. Крупный экспериментатор, уважавший, тем не менее, классику, и записавший превосходный, навеянный блюзом и негритянской церковной музыкой альбом «Blues and Roots», когда кто-то обидел его, назвав его «недостаточно темнокожим»
Есть латинский джаз, из Бразилии и из других южноамериканских стран, сочетающий латиноамериканские стили с джазовыми аранжировками и импровизациями. Совершенно необходимо быть знакомым с Антониу Карлосом Жобином («Девушка из Ипанемы», «Самба на одной ноте»), но там есть ещё много прекрасного.
Аструд Жилберту, наиболее знаменитая своим очаровательным исполнением «Девушки из Ипанемы» по-португальски и по-английски
В джазе после шестидесятых годов было мало инноваций. Крупные инновации с тех пор есть в стилях рок, соул и хип-хоп, многим обязанных джазу, но отдельных. В самом джазе были либо хорошие (или не очень) повторения старых стилей биг-бенд, свинг и бибоп (из хороших можно упомянуть Оливера Лейка и Авишая Коэна), либо фьюжн, который «смешивает» джаз и рок (Чик Кориа, Пат Метени). Там есть много виртуозности, часто слишком много, но многим нравится. Тем не менее это скорее «музыка для музыкантов». Есть там и много музыки джазовой по форме, но используемой, фактически, в популярных и коммерческих целях — для фильмов, рекламы, фоновой музыки в гостиницах, и т.п. (Кенни Джи, Уинтон Марсалис). Эта музыка не то, чтобы плохая, но там мало такого, с чем прям необходимо быть знакомым.
Чик Кориа. Умело играл, но, как бы сказать, иногда слишком много
Правда, за последние несколько лет занимательные инновации в джазе начинают возвращаться. Например, британцы Соуэто Кинч и «Санз оф Кемет» и россияне «Бром» однозначно относятся к джазу, но удачно соединяют его с элементами тяжёлого рока и хип-хопа.
«Бром». России есть что привнести в будущее джаза. (фото: Дмитрий Рожков, CC-BY-SA 4.0)
Что нравится вам? Вам решать. Всё, что я здесь упомянул легко найти в Ютубе. Попробуйте всякого и решите, что вам нравится.
Автор удалил комментарий
Художественный куратор, востоковед  · 11 авг 2015
Лучше всего - по порядку. Джаз возник на стыке блюза (музыки чернокожих жителей юга Америки) и свинга (танцевальной музыки для оркестров с "европейскими" корнями), или если еще точнее - диксиленда - музыки для биг-бэндов и уличных парадов. Про блюз можно почитать у Кирилла Мошкова в книге "Блюз. Введение в историю". Свинг - это Бенни Гудман, Гленн Миллер, "белые парни"... Читать далее

Cantaloupe Island это кажется Donald Byrd

Востоковед, музыкант, критик  · 10 авг 2015
Личный пример: пришёл к джазу через джаз-рок. До этого (лет 10 назад) считал джаз малопонятным потоком импровизаций, ни на что не нанизанных. Однако, потребность во все более сложносочинённой музыке в организме возрастала, и после "просто рока" пришёл прогрессив-рок: King Crimson, Emerson, Lake and Palmer, Soft Machine, Porcupine Tree и другие проекты Стивена Уилсона... Читать далее
Первый
Мне кажется, лучше всего начать с кул-джаза: wikipedia.org Заходите на youtube, вводите в поиск имена из этой статьи (лучше начать с Chet Baker, Paul Desmond, Bill Evans) и слушаете все подряд. Стоит также обратить внимание на альбом Майлса Дэвиса Birth of the Cool. Параллельно можно изучать свинговые биг-бэнды (Count Basie, Duke Ellington, Benny Goodman, Glenn Miller)... Читать далее

Я тоже с кула начинал.

Первый
Лох колючий  · 12 авг 2015
Джаз - термин весьма заспекулированный, с элитарным оттенком, а на самом деле - живая (хорошо, по некоторым данным мертвая) музыка с множеством поджанров, интересная, разнообразная. Универсального рецепта для знакомства нет и быть не может, если только вы не пишете статью для модного интернет-издания. Начинать надо так, как начинается. Вы же хотите слушать джаз не... Читать далее
Researcher, Institute of Physics, University of Tartu  · 10 авг 2015
Это очень индивидуально. Зависит от того, что Вам нравится в данный момент. Подходить к джазу можно и через рок (фьюжн - Miles Davis), а можно и через блюз (Bessie Smith - Jack Teagarden), а можно и через электронную музыку или поп-музыку. Собственно, джаз - это широкий до бессмысленности термин. Вам может нравиться один "вид" джаза и совершенно не нравиться другой... Читать далее
Студент медик.  · 10 авг 2015

Как ни странно, у меня все началось с классического инструментального хип хопа : ) Потом наткнулся на джаз хоп коллектив BADBADNOTGOOD, очень затянуло, дальше пошел 1/2 orchestra, и потом уже начал воспринимать непосредственно джаз

Инженер-проектировщик ОВиК  · 10 авг 2015
Лично я познакомился с джазом, когда в прошлом веке установил на компьютер Fallout 2 и услышал во вступлении прекрасную мелодию, которую хотелось слушать, слушать и еще раз слушать. Потом узнал, что эту песню поет Луис Армстронг. Сейчас он один из моих любимых исполнителей, особенно нравятся песни "What a wonderful world", "Go down, Moses" и "A kiss to build a dream on"... Читать далее
Питаю слабость и большой интерес с мифологии, музыке (не академической), античной и...  · 12 мая 2016
Если есть желание не столько слушать, сколько начать исследовать джаз, как стиль, то, безусловно, начинать нужно с классических альбомов. Вот Несколько примеров:  1.  Miles Davis "Kind of Blue", "Birth of Cool",  "Miles Ahead";  2. Dave Brubeck "Time Out" 3. John Coltrane "Love Suprime", "My favorite things" 4. Bill Evans "Explorations", "Waltz for Debby" 5. Wes... Читать далее
Первый
На мой взгляд, нужно просто брать и слушать всё подряд. Просто окунуться, как в воду. Я начал с книги джазовые портреты Мураками, просто скачал все пластинки описанные там и начал слушать. Причем первой попалась довольно сложная для неподготовленного запись Мингуса. Затем пошел по дискографиям, тематическим пабликам. Освоил жанры и тд. Можно конечно пойти более строгим... Читать далее