Как возникла и трансформировалась религия?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
10
11 ответов
Поделиться

Сразу скажу, что точно это, конечно, неизвестно. Но этот вопрос волнует человечество уже достаточно давно, поэтому теорий и догадок существует немало. Поскольку вопрос касается очень давних времён, сказать что вот так возникла религия будет слишком пафосно, потому что религия - это комплекс определённых явлений, большинства из которых тогда ещё не было. Правильнее, на мой взгляд, будет поставить вопрос, какими были самые ранние явления, которые можно охарактеризовать как религиозные?

Когда на эту тему рассуждали ещё без особой опоры на археологический материал, самыми популярными мнениями были, что религия имеет свои истоки в ударе грома или первой могиле. Потом археологические находки эпохи неолита показали, что самые ранние культы имеют отношение к земледелию и плодородию (фигурки, напоминающие коров, полных женщин и т.д.). Тогда появилась точка зрения, что земледелие дало толчок к появлению религиозных явлений.

Уже совсем недавно стали откапывать памятники раннего неолита, а может и мезолита. И там есть вытесанные в камне изображения, смысл которых пока не удаётся понять. А ещё там есть композитные существа, соединяющие в себе несколько животных. Не все, но многие исследователи разделяют точку зрения, что причиной такого "искусства" являются галлюциногены. Места, где это обнаружено, предположительно имели сакральное и ритуальное значение. Но не стоит делать из этого далеко идущих выводов. Механизм зарождения культов, живших многие поколения, всё равно остаётся непрояснённым.

Что касается трансформации (или динамики?), то за ней можно понаблюдать на примере Древнего Египта. Минутка юмора. Как было некогда написано на Википедии, в статье про древнеегипетскую религию, "Осирис начинал как земледельческий бог" (имелось в виду, что его культ восходит к культу бога Анеджти). Сначала там были божества племенных стоянок, потом локальные номовые божества. Потом, когда произошло объединение номов в государство, одни божества возвысились над другими и стали государственными божествами. Потом стали появляться новые государственные боги. Потом один государственный бог возвысился над остальными (супремотеизм) и передал многие свои свойства Богу древних иудеев. Продробно об этом я рассказывал, отвечая на этот вопрос: Существует ли связь между иудаизмом и древнеегипетским монотеистическим культом Атона?

15
0
Прокомментировать

Примитивной формой религии считается не многобожие с Зевсами и Перунами, а анимизм и тотемизм. Это согласное мнение ученых занимающихся религией. Подтверждается оно и археологическими исследованиями, и исследованиями современных примитивных культур.

Анимизм это более простая форма по отношению к многобожию. Анимизм отличается тем, что оживляет вообще всю природу, но вовсе не обязательно говорит при этом о каких-то богах. Живая земля, живые деревья, солнце, всё живое, со всем можно общаться. Живое, то есть такое же как ты, тоже имеющее душу (душа как дыхание -- связанные в огромном количестве языков понятия, дыхание -- жизнь).

Тотемизм -- опять же главное не выдумки про Зевсов, а то, что люди связывают себя и окружающий мир. Видят своё начало и продолжение в неких соседях. Произошли от бизона, почитаем бизона и умирающих провожаем к бизонам завернув в шкуру бизона. 

Главное здесь не страх перед грозой, а осознание себя и своего места в мире, уподобление мира себе.

Почему люди начали думать, что после смерти есть загробная жизнь?

Как и зачем была придумана религия? Как же так вышло,что сегодня мы можем встретить кучу различных ответвлений? А не устарела ли она?

4
0
Прокомментировать

Подобные вещи также невозможно проверить, как и выяснить кто изобрёл колесо или первым построил дом. В тоже время, если обратится к банальной культурологии, то в научном, атеистическом контексте, религии создавались как средство рационализации, объяснения происходящего.

В антропологии это называется "магическое мышление", часть него это вера в то, что природные явления вызваны некоей магической силой и человек может на них как то повлиять, задобрив Бога, или просто выполнив некий важный ритуал. Далее такой подход эволюционировал и вокруг человека уже были не мать-земля или дующий ветер, а некие боги с личностью, которые управляли природой и т.д. 

Собственно частицы сего остались у людей и поныне, например, когда мы машинально говорим "не дай Бог" или соблюдаем какие-нибудь ритуалы на счастье.

Вера же в загробную жизнь вызвана таким банальным явлением как страх смерти. Согласитесь, умирать как то менее страшно, если у вас есть хотя бы вера и надежда, что вы не умрёте как личность, а просто попадёте в загробный мир, ведь так?

Но конечно, я говорю об этом с точки зрения обычной, материалистической науки. Есть много подходов как около-научных, так и прямо псевдонаучных, которые не только встраивают религию в научную картину мира, но и пересматривают само представление о Боге и метафазических явлениях.

3
0
Прокомментировать

Это было настолько давно, что точные обстоятельства, увы, неизвестны. Раньше считалось, что религия возникла после перехода человека к земледелию, но последние археологические находки свидетельствуют, что религия возникла раньше - в мезолит или даже палеолит. Это если считать религией культ, обряды и ритуалы, а также некоторые иные элементы религиозного комплекса.

Возникновение религии - процесс, пока не поддающийся воспроизведению. Можно воспроизвести культ, но он угасает со смертью основателя или несколькими годами/декадами после. А вот этот переход священного статуса к верховному жрецу после смерти основателя (то, что Макс Вебер называл рутинизацией харизмы) не воспроизводится.

В остальном отсылаю к ответам на аналогичный вопрос: https://thequestion.ru/questions/27939/kak-voznikla-i-transformirovalas-religiya [перенесено сюда]

2
-1
Прокомментировать

Выделяют 4 формы религии, которые относятся к первобытно - общинному строю общества: 

Анимизм - вера в существование души, точнее, ее бессмертие и "одушевление" всей природы в целом. Этому свидетельствуют археологические данные, а именно, найденные места захоронений первобытных людей, что говорит о заботе об умерших (мало ли еще встретимся)

Тотемизм - вера в наличие какой либо связи человека или группы людей с тотемом (растением, животным).

Фетишизм - вера в то, что какие либо нематериальные предметы (амулеты, талисманы) несут в себе силу или каким либо образом помогают их обладателям.

Магия - совокупность символических действий (обряды, ритуалы), в основе которых лежит вера в то, что с помощью них можно повлиять на людей, предметы, явления, ход событий. 

Что касается трансформации, то все перечисленные примитивные верования лежат в основе формирования более поздних разновидностей религий. 

Например: 

Анимистические представления о загробной жизни ( Вальгала в скандинавских религиях, перерождения в индуизме, рай и ад в христианстве  и т.д , и т.п.)

В религии древнего Египта кошка являлась объектом поклонения (тотемом) , сейчас в исламе свинья - священное животное 

Различные фетиши (крестики, кольца "спаси и сохрани" и т.д) 

Магией же можно назвать литургические действия (крещение, причастие, обряд захоронения, исповедь и т.п) 

Владислав Власкинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0

Дело в том, что эти термины ввели антропологи и этнографы второй половины XIX - начала XX вв. Они исследовали верования аборигенных народов Полинезии и полагали, что в их верованиях можно найти черты ранних форм религии. Тогда ещё археологии Каменного века, как таковой, не было. Во второй половине XX века и начале XXI, исходя из археологических открытий, стало понятно, что эта гипотеза не подтвердилась. Нет корреляции между неолитической культурой и культурой аборигенных народов XIX века.

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 6 ответов
Ответить